Кольюр – маленький городок на самом юге континентальной Франции в департаменте Восточные Пиренеи региона Лангедок – Руссильон, с испанскими корнями и французской историей. Здесь побывал даже д’Артаньян и поучаствовал в осаде городского  замка.  Город сыграл немаловажную роль в становлении импрессионизма как течения в искусстве. Город очень солнечный, ярки и теплый. Таких закатов солнца, такой игры света и сумерек как к Кольюре, вы не увидите более нигде.

Поселение на этом месте основано  еще финикийцами за 600 лет до нашей эры. В удобную гавань с двумя бухтами заходили греческие и римские суда. Много столетий Кольюр служил торговым портом. Римляне властвовали здесь с 120 года до н. э., а в 418 году сюда пришли вестготы. Первое письменное упоминание укрепления в Кольюре относится к 673 году, когда войско вестготского короля Вамба осадило крепость Коколибери, чтобы подавить мятеж. В начале VIII в. государство вестготов пало под натиском арабов. Кольюр подвергся разрушению. Заново городок был отстроен при графах Барселоны в X веке.

Во времена крестовых походов через этот порт прошло множество крестоносцев. Орден тамплиеров около 1207 года построил здесь замок, который присоединил к королевскому в 1345 году. В  XIII  и  XIV веках Кольюр входил в королевство Майорки. Короли Майорки вместе со всем своим двором часто переезжали из Магеллона вблизи Монпелье в Перпиньян, оттуда в Пальму де Майорка или в Кольюр. Королевский замок Кольюра хранит свои легенды. Местные жители рассказывают о королеве, заключенной в башне замка до тех пор, пока святой дух не подарит ей наследника… Дух или не дух, но наследник таки появился, король его признал, а королева получила свободу.

В 1344 году король Арагонский отвоевал Кольюр и достроил замок. В  XVI веке, после недолгой оккупации Людовиком XI, Кольюр заняли испанские Габсбурги.   Карл V и его сын Филип II существенно укрепили замок и превратили его в крепость.  Был построен форт Сент-Эльм в виде шестиконечной звезды в плане со стенами восьмиметровой толщины, окружившей цилиндрическую башню IX  века.

Войска Людовика  XIII осадили в 1642 году Кольюр и королевский замок. Десять тысяч французов, включая Тюренна и д’Артаньяна с королевскими мушкетерами, заняли высоты, доминирующие над городом, а французский флот блокировал порт. Испанцы были вынуждены сдаться. Руссильон и Кольюр с замком перешли во владение Франции. Военный инженер Вобан перестроил форт Сент-Эльм, дополнил его бастионами и укрепил конструкцию замка.

В 1793 году во время французской революции испанцы осадили и захватили Кольюр, но через полгода французы его опять  отобрали.

Сейчас королевский замок Кольюр является собственностью генерального совета департамента Восточные Пиренеи. В здании форта находится тренировочная база ВМФ Франции и  Французского Легиона.

Кольюр удивительное место. Он вдохновляет, очаровывает. В этот городок хочется вернуться еще.  Гениальный Матис, приехав однажды, так и не смог расстаться с городом.  Кто-то из друзей художника рассказал Матиссу о крохотном городе на юге Франции у самого синего моря, на границе с Испанией. Что дома в этом игрушечном городе разноцветные, как в детской книжке, и  рыбацкие лодки – тоже. Что цвет лодок соответствует цвету домов и улиц: розовые, желтые, голубые, фиолетовые, сиреневые, салатные, оранжевые… И совсем нет белых и черных. А балкончики (каждый без исключения) украшены причудливыми цветами, как головка женщины, – яркой заколкой. И это правда. Убедитесь сами.

В Кольюре в те времена жили рыбаки, впрочем они здесь жувут и сейчас. Только на работу ездят в соседний городок. Чтобы лодки были видны на волне даже в шторм, их красили в яркие цвета. Остатки краски шли на фасады домов. Так из прагматичной незатейливости рыбацких семей родился сказочный город, будто продуманный до мелочей очень талантливым европейским архитектором.

Ночью, освещенные рыбацкими фонарями, лодки давали на воде волшебные отсветы-блики. В Кольюр потянулись фовисты – «художники, передающие ощущения за счет интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения».

«Перед лицом природы мы должны быть, как дети… мы должны дать волю нашим чувствам... Я пишу то, что чувствую, что вижу… И это цвет, ничего кроме цвета…» – убеждал Матисс.

Матисс жил в гостинице «Тамплиеры», но снимал студию в домике возле башни таможни. За обеды расплачивался картинами. Хозяйка гостиницы считала рисунки Матисса мазней, не стоившей и гроша, а муж хозяйки видел в них шедевры. И не ошибся. Матисс, потом Дерен и их друзья обменивали картины на вино, мясо, анчоусы и фрукты, жили шумно и в изобилии, хозяйка ругала «пачкунов», а хозяин  жалел  бедных художников.

В кафе «Тамплиеры» можно и сейчас  выпить чашечку кофе. А заодно и полюбоваться на гениальные полотна на стенах. Большинство картин – подлинники. А наследники хозяина, кормившего художников тарелкой супа за шедевры стали миллионерами. По завещанию владельцва в зале копии не висят. 

Работы, созданные Матиссом и Дереном в этом средиземноморском городке, были выставлены наряду с полотнами их товарищей в парижском Салоне осенью 1905 года и произвели фурор. Некоторые критики их не принимали , некоторые восторгались. 

В том же зале в Пале Рояль одновременно c картинами молодых художников, насыщенными пламенными красками в фантастических сочетаниях,  стоял торс работы скульптура - неоклассициста, стилизованный под творения мастеров Ренессанса. Это дало повод консервативному критику Луи Воселю съязвить: «Донателло среди диких (fauves)!» Словечко «дикие» приклеилось к этой группе художников. К ней принадлежали, кроме Анри Матисса и Андрэ Дерена, Морис Вламинк, Жорж Руо, Альбер Марке, Кеес ван Донген, Жорж Брак, Рауль Дюфи и другие. Всех их объединяло стремление к созданию художественных образов с помощью яркого контрастного цвета. Организация пространства только с помощью яркого света и цвета – характерные черты фовизма.

Андре Дерен писал: «Краски буквально взрывались от света». Уже к концу первого десятилетия XX века представлявшие «фовизм» живописцы разошлись по своим дорогам в искусстве.  Появились новые течения: экспрессионизм, кубизм, абстрактное искусство, сюрреализм.  Но именно фовизм, ставший первым «измом» прошедшего века, ознаменовал подлинный переход к авангарду. Художники следующих поколений уже не могли не применять данные «дикими» уроки использования выразительных возможностей цвета. И именно Кольюр с его пейзажами, переехавшими на холсты Матисса и Дерена, стал станцией отправления живописного авангарда.

С легкой руки Матисса Кольюр стал модным курортом.

Пышный, парадный, избалованный вниманием, звездный, камерный и изысканный, обласканный всеми писателями, художниками, поэтами, путешественниками…  Кольюр нынче не бедный рыбацкий городок. Недвижимость в нем по ценам сравнится с Ниццей и Монако.

Очарование Кольюра с тех времен почти не изменилось. Рядом с прекрасной маленькой гаванью находится Королевский замок, построенный тамплиерами в XІІІ в. и позднее укрепленный Вобаном. Сейчас там проходят выставки современного искусства. Укрепленная церковь Нотр-Дам-дез-Анже XІV в. превратила бывший маяк в свою колокольню.

К югу от Кольюра холмистая дорога вьется между прибрежными городками и поднимающимися ярусами виноградниками Баньюльс-сюр-Мер. Остановитесь на мысе Беа, чтобы насладиться ослепительной панорамой гор и моря. Сам Баньюльс так же сладок, как и его вино, с кафе под тенистыми пальмами в гавани, маленьким пляжем и винными погребами на старинных узких улочках.

Стоит отметить, что в Кольюре можно отведать самые вкусные анчоусы во Франции.  Их промысел строго лицензирован и лимитирован по времени года.

!>