Cобор Парижской Богоматери Нотр-Дам-де-Пари считается одной из главных достопримечательностей не только Парижа, но и всей Франции.  Он находится в самом сердце Парижа на острове Ситэ. На площади перед Нотр-Дам-де-Пари установлена бронзовая табличка со знаком «0 км», которая означает, что именно здесь берут начало все дороги мира. Считается, что строительство храма было начато в 1163 г. во времена Людовика VII Французского,  инициатором  строительства был парижский епископ Морис де Сюлли. Ранее на месте Cобора Парижской Богоматери было капище древнеримского языческого бога Юпитера, а затем церковь Св. Стефана, разрушенная норманнами.  По замыслу, помещение храма должно было быть таким большим, чтобы вместить всех жителей Парижа, их в то время  было около десяти тысяч. Храм был освящен весной 1182 г ., а через три года торжественную службу в нем провел сам Патриарх Иерусалимский.

Строительство храма продолжалось около двухсот лет, в его архитектуре  смешаны романский и готический стили. История сохранила до нас имена лишь тех, кто принимал участие в завершающей фазе его строительства. Это Жан и Пьер де Шель, Жан Рави и Пьер де Монтрейль.  Фасадную часть храма, с двумя прямоугольными башнями, начали строить только в 1200 г., через 40 лет после его закладки. Окончательно строительство храма было закончено в середине XIII в., а отделка его интерьера была завершена только в 1345 г. Деньги на строительство собирались на пожертвования горожан, аристократии, короля,  ремесленного люда и даже «жриц любви», последние делали это тайно.  

В средние века Нотр-Дам де Пари был Библией для безграмотных. Вся история христианства от грехопадения до Страшного суда отображена в многочисленных скульптурах, украшающих  здание. Во времена революционных потрясений конца XVIII в., Нотр-Дам-де-Пари подвергся разграблению и осквернению. Часть его фасадных статуй была разбита, а внутренняя утварь и колокола переплавлены на нужды революции. Здание уцелело по счастливой случайности. После уничтожения аббатства Клюни у революционеров закончилась взрывчатка. Долгие годы после этого храм стоял позабытый и постепенно разрушающийся. И только после издания писателем Виктором Гюго в 1831 г. своего знаменитого романа, власти Парижа начали принимать меры к восстановлению полуразрушенной святыни.

В ходе реставрационных работ с 1841 по 1864 гг. собору обновили статуи и витражи на фасадной части. Тогда же архитекторы восстановили и главный шпиль собора, высотой 96 м,  разрушенный революционерами, а крышу заселили демонами и химерами.

Нотр-Дам-де-Пари представляет собой базилику с пятью нефами. Общая длина собора составляет около 130 м, высота сводов 35 м. Его знаменитые башни, которые одновременно являются его колокольнями, высотой 69 м. Под сводами собора одновременно могут собраться около 9 тыс. человек. Главный фасад Нотр-Дам де Пари можно визуально разделить на три уровня. Первый горизонтальный уровень содержит в себе три, богато отделанных орнаментом портала, являющиеся входами в храм. Центральный и самый крупный портал носит название Страшного  Суда, левее от него находится портал, посвященный святой Анне, матери Богородицы, а правее – самой Богородице Деве Марии. На среднем горизонтальном уровне фасада можно увидеть не менее знаменитую и узнаваемую центральную витражную розу Собора Парижской Богоматери. Диаметр витражного окна составляет около 10 м. Под розой и боковыми окнами находится знаменитая галерея  из 28 скульптур иудейских правителей. Ранее на этом месте находились скульптуры различных французских королей, но во времена Великой французской революции все они по приказу Конвента были сброшены наземь и дополнительно обезглавлены. Часть из них, была найдена при проведении раскопок в Париже. Нынешние же изваяния были  созданы и установлены на фасаде храма только в середине XIX в.

Внутри храма сберегается одна из самых почитаемых святынь христианского мира – Терновый венец, который был надет на голову Христа-Спасителя перед его распятием на Голгофе. Долгое время Терновый венец хранился на горе Сион, а затем, в 1063 г., был доставлен в Константинополь. Однако в 1204 г. Константинополь пал под ударами армии крестоносцев, которые разграбили город и  захватили Терновый венец Спасителя. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств, предложил своему двоюродному брату Людовику IX выкупить ее вместо него. В  1239 г. Терновый венец Христа попал в Париж, где для его хранения по личному приказанию короля была построена часовня Сент-Шапель (Святая часовня). Во время французской революции Терновый венец спрятали,  и христианская святыня вернулась только в 1809 г., но уже в сокровищницу Нотр-Дам де Пари. Терновый венец выносится в центр храма для поклонения прихожанам каждую первую пятницу нового месяца.

С собором связано множество легенд. Виктор Гюго считал его кратким справочником оккультизма. В XVII в. в убранстве его фасада искали зашифрованный секрет философского камня. В ковке  ворот, считалось, поучаствовал сам дьявол. Их замки открылись после освящения святой водой. В этом соборе молились крестоносцы,  Филипп IV созвал первый парламент в 1302 г, в 1422 г. короновался Генрих VI, единственный правитель Англии, носивший титул «король Франции», венчалась Мария Стюарт и Франциск II, а в 1804 г. Наполеон одел корону Императора.