Версаль неизменно связан с самым блистательным и знаменитым французским монархом Людовиком XIV. По легенде, когда будущему королю исполнилось пять лет, он, прогуливаясь по живописному саду Тюильри, взглянул в лужу. В ней отражалось солнце...

— Я — солнце! Я — солнце! — закричал радостно мальчик. С тех пор его так и называли — «Король-солнце». Еще в юности монарх мечтал о чем-то большом, безукоризненном, таком, что поразило бы всю Европу.

50 лет понадобилось Людовику XIV для воплощения этого масштабного замысла. Идея сооружения нового замка появилась у короля по причине зависти, которая у него возникла при виде замка министра финансов в Во-ле-Виконт. В итоге король Франции принял твердое решение, что его дворец, безусловно, должен превосходить по роскоши замок министра. Он нанял тех же мастеров, которые построили Во-ле-Виконт: ландшафтного архитектора Андре Ленотра, художника Шарля Лебрена и архитектора Луи Лево. Людовик XIV приказал им построить нечто такое, что должно превзойти дворец Во-ле-Виконт по размеру в сто раз. Версалю было предназначено стать не просто резиденцией короля, но символом его власти, власти абсолютной и лицом Франции. Людовик XIV любил театр. И само устройство королевской жизни он превратил в помпезное представление. Но для него была необходима подобающая сцена. Ей и стал Версаль - мир короля-солнца…

На строительство дворца потребовалось около 30 000 рабочих и 25 млн. ливров, что в общем счете составило 10 500 тонн серебра (по расчетам экспертов, в переводе на современные деньги, эта сумма равна 259,56 миллиардов евро). Это несмотря на то, что строительство велось с крайней экономностью и по самым низким ценам, из-за чего впоследствии не работали многие камины, не закрывались окна и жить во дворце зимой было крайне неуютно. Но дворяне были вынуждены жить под присмотром Людовика, так как те, кто покидал Версальский дворец, терял свои чины и привилегии. Весь фасад Версальского дворца со стороны сада занимает роскошная Зеркальная галерея, или Галерея Людовика XIV в которой был подписан Версальский мирный договор после Первой мировой войны. Здесь же, под сводчатым потолком с росписью Лебрена, изображающей великие деяния Людовика XIV, слушалось известное на весь мир дело Жоржа Клемансо, которого обвиняли в военных преступлениях. В результате Клемансо это дело выиграл, а всю ответственность за военные преступления возложили на немецкое оккупационное командование. В одной стороне — Салон войны, в противоположной — Салон мира. Вдоль галереи расположены 17 окон, напротив каждого — зеркало. Поэтому, кажется, что стены куда-то исчезают. Взгляд снова и снова «перескакивает» с гигантских окон на зеркала, в которых отображается водная гладь бассейнов, разнообразные краски цветов и голубизна неба.

В северном крыле дворца размещены Большие апартаменты короля, разделенные на семь салонов. В южном — покои первых дам. Парадный вход — через ворота из чугунной, украшенной золотом решетки, которую венчают королевский герб и корона.

Сады и парки Версаля раскинулись на площади в 101 гектар. Здесь множество смотровых площадок, аллей и променадов, есть даже свой Большой канал, а вернее, целая система каналов, которую назвали 'маленькой Венецией'.

Два меньших дворца стоят на противоположной стороне сада. Людовик XIV построил розовый мраморный Большой Трианон для отдыха от этикета придворной жизни ("Трианон" означает место для уединения, тихого времяпрепровождения). В главном дворце, например, король обычно обедал один в присутствии сотен зрителей. Торжественные обеды проходили строго по протоколу соответствующего ранга. Для приготовления пищи постоянных банкетов во дворце содержалось 2000 работников на кухне.

Малый Трианон был любовным гнездышком, построенным Людовиком XV для мадам дю Барри. Позднее этот неоклассический мини-дворец приглянулся Марии-Антуанетте, а рядом, была построена крохотная деревенька с молочной фермой. Небольшие домики с соломенными крышами, водяная мельница и озера соответствовали королевской фантазии о крестьянской жизни.

!>