Дворец Фонтенбло (Chateau de Fontainebleau) расположен в 60 кмк югу от Парижа во французском департаменте Сена и Марна. Здесь жили многие правители Франции, начиная с Людовика VI и заканчивая Наполеоном III. Три монарха родились во дворце — Филипп IV Красивый, Генрих III Валуа и Людовик XIII. Именно здесь разыгрывались многие сцены из романов А. Дюма.

Фонтенбло издавна был местом королевской охоты.  Это великолепный ренессансный дворец, построенный в стиле итальянского маньеризма. Веками он строился, расширялся или, наоборот, лишался каких-то своих частей. В нем много пристроек с помещениями, отделанными в стиле разных веков - от XV до XIX вв. Французское название этих мест - «Fontaine-Belle-Eau» («чудесный источник») со временем превратилось в «Fontaine-Bleau». История Фонтенбло начинается с охотничьей домика, построенного в XII в. в богатом дичью лесу, около родникового источника Бло, откуда и пошло название местности Фонтенбло («фонтен» — по-французски «источник»). Позже на месте домика выросла усадьба, а затем королем Людовиком VI был возведен замок, ставший надолго королевской резиденцией. Уже при Людовике IX замок был расширен и перестроен. В XV в. он был заброшен и восстановлен лишь при Франциске I, большом любителе охоты на лис, пригласившем для отделки интерьеров замка архитекторов Лебретона, Шамбижа и Касторе и известных мастеров из Италии, - Приматиччо, Россо, Челлини. Охотничий домик в скорости перестроили в огромный дворец, окруженный садами и парками. При Франциске I исчезли почти все средневековые постройки, кроме донжона, сохранившегося до наших дней. В последующие столетия замок не раз переделывался и достраивался в соответствии со вкусами и модой каждой эпохи. Строительство в Фонтенбло после смерти Франциска I продолжил его сын - Генрих II, который в Фонтенбло построил великолепный Бальный зал (300 кв. м), посвященный своей любимой фаворитке Диане де Пуатье. Так, например, в Банных апартаментах, которые в середине 1550-х годов были сооружены под Галереей Франциска I, хранились самые ценные картины: «Джоконда», «Мадонна в гроте», «Святая Анна», «Иоанн Креститель» Леонардо да Винчи, картины нидерландских мастеров, а также портреты, приписываемые кисти Рафаэля, - все, что было собрано еще при Франциске I. В Фонтенбло пять лет провел итальянский скульптор Бенвенуто Челлини, который создавал здесь произведения из золота и серебра. В салоне Франциска I сохранился алебастровый барельеф, имитирующий античную камею, на котором Б. Челлини представил богиню Диану с оленем.

После смерти Генриха II и его сына Генриха III, последнего из династии Валуа, дворец был заброшен почти на 10 лет. И только уже Генрих IV Бурбон в XVII в. вернул прежний двор в Фонтенбло и произвел полную реставрацию дворца. Он значительно расширил замок, возвел Зал для игры в мяч и большую галерею Дианы, масляная живопись на штукатурке сменила фрески, а на деревянных панелях вместо золотых украшений появилась роспись. После смерти Генриха IV Фонтенбло на протяжении многих лет пустовал и постепенно ветшал. Родившийся здесь Людовик XIII мало занимался украшением дворца и благоустройством парка. При Людовике XIV наиболее популярным местом среди загородных резиденций был Версаль, но Фонтенбло сохранял свою значимость в сезон охоты. Последующие короли, Людовик XV и Людовик XVI приезжали в резиденцию только осенью.

Новое возрождение Фонтенбло наступает в эпоху Наполеона. В это время корпуса дворца перестраиваются, переоборудуются старые или возводятся новые апартаменты, благоустраиваются парки. Наполеон любил Фонтенбло и называл его «Домом веков». Особого внимания заслуживают личные покои императора. В Красном салоне, обитом шелковыми обоями, стоит маленький круглый стол, за которым 6 апреля 1814 г. Бонапарт подписал свое отречение от престола. А спустя несколько дней перед дворцом, во Дворе прощаний, бывший император прощался со старой гвардией, поцеловал знамя и знаменосца, и отправился в ссылку. Интересны и Тронный зал, Большие и Малые апартаменты, часовня, галерея Франциска I с фресками, Бальная зала, двойные витые лестницы, кессонные потолки, королевские спальни, обитые лионским шелком, зал Совета, покои императрицы Жозефины, Овальный двор и павильон Святого Луи.

Есть в Фонтенбло и свои привидения, самое известное из них - призрак Красного человека. Он любит совершать прогулки по парку между 12 и двумя часами ночи. Именно этот призрак предсказал Екатерине Медичи смерть ее детей, а Генриху IV гибель от рук убийцы. Другое знаменитое привидение, - призрак маркиза Мональдески в залитом кровью старинном камзоле. Чаще всего его можно встретить у Галереи оленей, где в 1657 г. он расстался с жизнью. Маркиз имел неосторожность раскритиковать в письме интимные достоинства своей царственной фаворитки, шведской королевы Кристины, за что и расстался с жизнью.

Главным фасадом дворец выходит на огромный пруд с карпами. Вокруг его парк площадью 130 га, сад Дианы, Английский парк и лес Фонтенбло, вдохновлявший импрессионистов и художников барбизонской школы. С 1981 г. дворец и парк Фонтенбло вошли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

ЭКСКУРСИОННЫЕ ТУРЫ, МАРШРУТЫ КОТОРЫХ ВКЛЮЧАЮТ ЭТУ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ: