Кафедральный собор Notre-Dame de Reims считается не только одной из главных достопримечательностей в Реймсе, но и во всей стране. Это один из самых известных католических соборов Европы, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Со времен позднего Средневековья до XIX в. собор был местом коронации практически всех французских  монархов.

Реймсский собор (87 м) был возведен в XIII в., но история его началась значительно ранее. Он построен на месте старой церкви, построенной епископом Никазием на месте римских  терм, в которой согласно историческим хроникам,  Святой Ремигий в 496 г. крестил короля франков Хлодвига I. Причем в таинстве он использовал миро (елей) из священного сосуда особой формы, в виде фиала из древнеримского стекла, высотой примерно 3,8 см, названного «Ампулой Рейнской» (Святой Стеклянницей). По легенде миро в сосуде принес голубь. В 816 г. здесь короновался Людовик I Благочестивый, причем  церемония помазания на престол прошла с использованием елея из Святой Стеклянницы. В 820 г. на месте церкви церковь перестроили собор, значительно пострадавший от пожара и практически заново отстроенный в 1210-1311 гг. В нем были коронованы почти все короли Франции, в том числе Карл VII в  присутствии Орлеанской девы Жанны д'Арк. Интересным фактом является то, французские короли присягали на евангелии, привезенном в Реймс из Киева в 1051 г. Анной Ярославной (Агнессой), дочерью Ярослава Мудрого. В 1051 г. она вышла замуж за Генриха I. Через год она родила будущего короля Франции, Филиппа I, а затем и еще троих сыновей.

Стоит упомянуть и тот факт, что знаменитая Стеклянница была разбита о статую Людовика XV 7 октября 1793 г. во время французской революции членом Национального  конвента Филиппом Рюлем при большом скоплении народа на площади Руаяль в Реймсе. Статую же короля отправили на переплавку. В 1821 г. местный житель заявил, что спас осколок чудесного сосуда с каплей застывшего масла. Его признали достоверным, оформили в новую ампулу и разбавили миндальным маслом, в 1825 г. им был помазан Карл X.

Над возведением собора работало много архитекторов. Первоначальный проект принадлежал архитектору Жану д’Орбе, и представлял собой трехнефную базилику, пересеченную трехнефным трансептом.  Но последующие архитекторы Жан де Лу, а затем Готье де Реймс, Бернар де Суассон значительно изменили первоначальный проект. Тем не менее, собор смотрится удивительно гармонично. «Галерею Королей» и башни строил до 1311 года Робер де Куси. Верхние ярусы башен были завершены около 1427 года, но предусмотренные проектом высокие шатры над башнями так и не были построены.

Западный фасад собора построен в стиле зрелой готики. Собор украшают более 2300 скульптур, среди них изображения королей, рыцарей, святых, ремесленников и даже дьявола. Самая знаменитая скульптура Реймского собора – «Улыбающийся ангел» или «Улыбка Реймса». А фигура Атланта с искаженной гримасой, является прототипом Квазимодо из романа Виктора Гюго. В галерее французских королей можно увидеть 56 статуй королей, в из центре расположен  король Хлодвиг со Святым Ремигием и своей женой Клотильдой. В южной башне собора имеются два больших колокола. Один из них называется «Шарлотта» («Charlotte»), он был отлит в середине XVI в. и весит около 11 тонн.

Во время Великой Французской революции собор очень пострадал. Еще большему разрушению он подвергся в период Первой мировой войны. Работы над восстановлением собора закончились лишь к 1996 г. Здесь в верхней части нефа, хора и трансепта сохранились витражи XIII в. Особое внимание заслуживают и три витража центральной капеллы, созданные в 1974 г. Марком Шагалом.

ЭКСКУРСИОННЫЕ ТУРЫ, МАРШРУТЫ КОТОРЫХ ВКЛЮЧАЮТ ЭТУ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ: