Вена – один из красивейших городов мира. Город со славной историей и множеством достопримечательностей, со своим неповторимым духом и традициями. Более четырех тысяч лет назад в этих местах было первое римское поселение. На смену римлянам пришли Каролинги, а потом и Бабенберги и Габсбурги. Вена была столицей Дунайской империи Габсбургов и не случайно именно здесь сосредоточено культурное наследие империи. Основателем династии Габсбургов был некий Гунтрам Богатый (ок. 930—990), его младший сын Радбот (ок. 985—1035), последний построил недалеко от реки Ааре замок Габсбург, по имени которого он и его потомки получили своё имя.  

Выход Габсбургов на европейскую арену связан с именем сына графа Альбрехта IV Рудольфа IV (1218—1291). Он в 1273 г. был избран немецкими князьями королём Германии под именем Рудольфа I. Это одна из самых могущественных европейских династий в Средневековье и Новом времени. Габсбурги были правителями Австрийской империей, одно время правили Римской империей, а также занимали престолы в Венгрии, Хорватии, Испании, Португалии, Мексики, Трансильвании, Тосканы и других, более мелких государств. Сын последнего императора Австро-Венгрии Карла I – Отто фон Габсбург, дожил до 98 лет и оставил этот мир в 2011 году.

Наша экскурсия и будет связана с достопримечательностями Вены эпохи правления Габсбургов. Именно Габсбургам Вена обязана многими своими красивейшими сооружениями. Достопримечательности Вены, которые сегодня привлекают в этот город множество туристов – это порядка 100 музеев, 27 замков и около 150 дворцов, цифра, несомненно заслуживающая уважения.

Сердцем Старого города можно назвать площадь Штефансплатц и расходящееся веером от него бульвары. Границей старого города называют бульвар Рингштрассе, кольцом охватывающий Старый город. 

Готический Собор Святого Стефана, без облика которого сегодня уже невозможно представить себе не только Вену, но и всю Австрию, расположен в центре старого города на площади св. Стефана  (Штефансплатц). Этот прекрасный Собор, возведенный в честь первого христианского мученика Св. Стефана. Собор был заложен на этом месте почти 800 лет назад. Несимметричный, потому что строился в несколько веков и удивительный своим декором, сочетающий и готическую архитектуру в целом, языческие символы и явно сарацинскую цветную черепицу. В подвалах храма, среди пышно обставленных интерьеров, находится усыпальница Габсбургов. Местной достопримечательностью является шпиль, венчающий купол здания: в него вмонтировано ядро, одно из тех, которыми поливала город артиллерия Турков в XVI веке. Поднявшись на обзорную площадку, можно насладиться прекрасной панорамой столицы Австрии.

"Ризентор" – парадный вход Штефансдома – практически всегда был закрыт, лишь в редких, особо тожественных случаях ворота открывались, чтобы пропустить внутрь августейших особ и других высокопоставленных гостей. Рядовые прихожане использовали входы, расположенные на северной и южной сторонах здания. Первый из них носит название "Епископских ворот" и представляет собой портал XIV столетия, второй – "Певческие ворота" – украшен скульптурной группой, изображающей Рудольфа IV с женой в окружении свиты. В руках герцога можно увидеть миниатюрную копию храма. Рудольф IV сделал многое для собора Св. Стефана, именно ему принадлежала идея придать зданию готические черты. В 1433 г. завершилось строительство 137-метровой южной башни, которой жители города дали прозвище "Штефль".

Трехнефная структура базилики Собора предполагает наличие трех входных порталов, однако здесь есть только один центральный Исполинский портал или Ворота гигантов (Riesentor, Ризентор, 1230 г.), сохранившийся от романской базилики. Название, возможно, связано с огромной костью дракона (на самом деле кость мамонта), находящейся в притворе. Ее нашли во время строительных работ XV в. Справа и слева от Исполинского портала сохранились фрагменты трехъярусных языческих башен. Во времена строительства первого собора это были башни портала. При перестройке они стали частью главного фасада. Название - языческие башни (Heidenturme) - объясняют тем, что при их строительстве использовался камень из разнообразных римских храмов. Интересна левая языческая башня. На ней укреплены две железные меры длины — средневековые венские эталоны длины: Leinenelle=89,6 см, Tuchelle=77,6 см. Эль, локоть (мера длины; расстояние от вытянутого среднего пальца до верхней точки плеча (а не до локтевого сгиба, как в русском локте); в Англии - 45 дюймов, или 114 см; в Шотландии - 37 дюймов, или 94 см).  Рядом расположена круглая мера хлеба. Ремесленника, товар которого не отвечал этим стандартам, сажали в деревянную клетку и окунали в Дунай. Заслуживает внимания также чудотворная икона Печской Девы Марии. В 1676 венгр Ласло Шигри заказал в селенье Пёч икону богоматери в память об освобождении из турецкого плена. Икона оказалась в пёчской церкви и в 1696 прославилась чудесами; император Леопольд I вывез её в Вену, оставив селянам копию. Копия также считалась чудотворной, поэтому Пёч стал местом паломничества и был переименован в Мариапёч. До 1945 икона висела при главном алтаре, сейчас — в юго-западном углу, рядом с главным порталом. По преданию, во время битвы с турками при Зенте у реки Тисы 11 сентября 1697 г.  (австрийцев возглавлял принц Евгений Савойский) из глаз Богоматери две недели текли слезы. Обратите внимание на изумительную резную епископскую кафедру XV века. Авторство приписывают Николаусу Герхарту. Для естественного усиления звука кафедра прислонена к колонне в центре главного нефа. Её украшают статуи четырёх первых учителей церкви — Августин Блаженный, Амвросий Медиоланский, Иероним Стридонский, Григорий Великий. Под лестницей есть небольшой скульптурный портрет «выглядывающего из окна», вероятно — автопортрет скульптора.

Скульптурные портреты Отцов Церкви символизируют 4 темпераметра и 4 возраста: св. Амброзий - юность и сангвиник; св. Иероним - старость и холерик; Григорий I Великий - зрелость и флегматик; св. Августин - молодость и меланхолик. В соборе находится 18 алтарей, не считая алтарей в капеллах. Самые знаменитые из них - центральный (высокий) алтарь и Винер-Нойштадский алтарь (Wiener Neustadter Altar).

Еще один шедевр - гробница императора Фридриха III, украшенная 240 фигурами. Он располагается к югу от главного алтаря в Апостольском (мужском) нефе. Саркофаг выполнен (мастер Н. Герхардом из Лейдена, 1467-1513) из красного халлайнского мрамора. Император заказал надгробие за 30 лет до своей смерти. Постамент саркофага украшают мифические существа, звери, черепа - символы гербов императора. Рельефы на стенах саркофага - его добрые дела. В верхней части - епископы, монахи и священники из основанных монархом монастырей, молящихся о спасении Фридриха. Наверху - скульптурное изображение императора, у его изголовья - фигурка св. Христофора. Кто взглянет на нее, тот на год отведет от себя внезапную смерть.Также здесь нашли последнее пристанищекнязь Рудольф IV, строитель собора и знаменитый полководец принц Евгений Савойский,  уже при жизни ставший легендой. Над алтарем капеллы, где захоронен  принц, висит большое распятие. Примечательным в изображении Христа является его борода из настоящих волос, которая, согласно легенде, растет, и ее каждый год подстригают в страстную пятницу... И 72 члена династии Габсбургов («герцогский склеп»). Большинство этих «могил» — символические: начиная с 1633 года, в соборе хоронили сердца (символы) монархов, а сами тела — в Капуцинской церкви.

Район вокруг собора Св. Стефана тоже очень примечателен. История этого района уходит вглубь 13 столетия. Однако его облик существенно изменился в 17-18 веках, кода многие здания подверглись изменениям, чтобы соответствовать духу неуклонно усиливавшейся монархии Габсбургов. Узкие средневековые улочки соседствуют с монументальными барочными сооружениями и городскими особняками буржуа, первые этажи которых отданы под магазины, рестораны и кафе.

К этому же времени относится и появление Венской ратуши.  Здание в неоготическом стиле было построено на образовавшейся на месте снесенной городской стены улице Рингштрассе. Архитектура ратуши уникальна тем, что этажи здания имеют разную высоту. У такой примечательной особенности есть очень рациональное объяснение: различие этажей по высоте помогает сразу определить их назначение – являются они рабочими или парадными. Парадный зал ратуши длиной 71 м и шириной 20 м украшен скульптурами известных жителей Вены. Зал и прилегающие помещения используются для проведения выставок, концертов и балов. В общей сложности в ратуше проходит около 800 мероприятий в год. Над террасой ратуши возвышается центральная 98-метровая башня, а по обе стороны от нее четыре 61-метровые башни. На высоком шпиле, венчающем здание, расположена платформа, с которой открывается прекрасный вид на город. Но для того, чтобы попасть на платформу нужно преодолеть 256 ступеней. Вершину башни украшает знаменитая железная фигура хранителя ратуши, давно уже ставшая символом Вены — фигура знаменосца в доспехах по образцу парадных доспехов императора Максимилиана I, её высота 3,4м. В народе он ласково зовётся “Rathausmann”.

Дворцовый комплекс Хофбург, бывшая резиденция императора, - немой свидетель величия империи Габсбургов. Стремление Габсбургов к тяжеловесности и внушительности  отразилось и в архитектуре дворца. Многие годы дворец был главной резиденцией императора Австро-Венгерской империи, а также хранилищем многочисленных художественных коллекций, собиравшихся веками. По мере усиления дома Габсбургов дворец расширялся и превратился в великолепную резиденцию. В ней можно найти элементы практически любого архитектурного стиля, от готики до ар нуво. Сегодня этот огромный дворцовый комплекс занимает Национальная библиотека, Императорская сокровищница, а кроме того, здесь хранятся коллекции музыкальных инструментов и оружия, здесь расположен Музей этнографии и знаменитая Испанская школа верховой езды. По воскресеньям в  средневековой часовне проходят службы, на которых вы можете услышать ангельские голоса непревзойдённого Венского хора мальчиков. Самое интересное в Хофбурге находится справа от Михаэлертор: здесь посетители смогут увидеть личные апартаменты последнего кайзера, Франца-Йозефа, а также его жены, баварской принцессы Елизаветы (Сиси или Сисси), оборудовавшей свою резиденцию на втором этаже Амалиенбурга. Пройдя через громадную арку Михаэлертор, Вы попадете в самый большой внутренний двор Хофбурга, Бургхоф. Здесь устраивали турниры, вершился публичный суд, проходили военные парады. В центре двора памятник Францу-Иосифу I (1708-1765), Цоколь памятника украшают статуи Мира, Могущества, Веры и Справедливости. Император неусыпно смотрит на вход в Сокровищницу, где хранятся все главные регалии короны: корона, скипетр и держава Священной Римской империи, одна из священных реликвий хистианства, копьё Лонгина, меч Карла Великого.

Площадь Героев (Heldenplatz) перед императорским дворцом также производит незабываемое впечатление. На ней расположены конные статуи эрцгерцога Карла, который отвратил наступление Наполеона в битве при Асперн-Эсслинге, и принца Евгения Савойского, победившего турок. Статуи напоминают о славном прошлом Австрии, поэтому Heldenplatz — не просто площадь, но и один из национальных символов страны.

Вы познакомитесь со знаменитой Венской оперой.   Здесь проходят самые важные в стране музыкальные события, в том числе знаменитый Венский бал. Венская государственная опера является самым большим и знаменитым оперным театром в Австрии,а так же одним из лучших оперных театров мира. Многие считают её центром мировой оперной культуры. Посещая Вену, обязательно стоит здесь побывать! Именно здесь творили великие музыканты и композиторы. классическая школа сохранилась и по сей день, радуя многочисленных любителей и ценителей искусства.  На сцене театра «Штаатсопер» блистали Густав Малер и Рихард Штраус, Феликс фон Вайнгартен и Клеменс Краус, Клаудио Аббадо и Карл Бем, а также Херберт фон Караян. Густав Малер известен не только как певец и музыкант, но и как директор Венской оперы, а десятилетие его беззаветной работы (1897 – 1907) праздновалось на всю Вену. Старая классическая школа сохранилась и по сей день, радуя многочисленных любителей и ценителей искусства.

Самое примечательное здание на уже знакомой нам улице Рингштрассе – здание Австрийского парламента. Сюда приходят многочисленные иностранные туристы, фотографируются на фоне величественной достопримечательности Вены, это место любят и почитают и коренные жители австрийской столицы. Венский парламент построен в стиле историзма, возникшем именно в Австрии и только впоследствии перекинувшегося на другие государства Европы. Здание было возведено в середине 18 века знаменитым Теофилем фон Хансеном. На сегодняшний день в нем располагаются национальный и федеральный советы парламента Австрии, а так же проходят важные государственные мероприятия.  Сразу перед входом Вы увидете прекрасный фонтан. В центре которого скульптура греческой богини Афины-Паллады. Фонтан украшен фигурами купидонов, восседающих на дельфинах.

!>