«Три брата» – самый старый комплекс жилых домов, сохранившийся в Риге с XV в.  и одна из главных достопримечательностей города. Расположены они на улице Малая Замковая 17, 19, 21 (Маза Пилс 17, 19, 21). Свое название тесно прижавшиеся друг к другу средневековые здания получили очень давно. Согласно легенде, их построили трое мужчин одного рода. Три брата были реставрированы в 1955 - 1957 гг. по проекту архитектора П. Саулиша. После окончания работы дворы всех домов были объединены. Сегодня в этих домах  расположены Музей архитектуры и Государственный центр охраны памятников культуры.

В средние века улица Маза Пилс (Малая Замковая) находилась на окраине Риги. Здесь жили ремесленники, и в доме № 17, самом старом из «братьев», размещалась ремесленная мастерская. Старший «брат» (№ 17), бывший дом каменотеса Шрадера, построен около 1490 г. и имеет аскетическую архитектуру – единственным украшением служат два каменных столбика перед входом. Дом состоял из одного большого помещения, которое одновременно использовалось и как мастерская, и лавка, и как жилой дом. Первым достоверно зафиксированным владельцем участка на Пилс, 17 числится эльтерман цеха пекарей Иоганн Зарнов. Его герб с изображением человека с колосьями в руках находится и теперь во дворике у «Трёх братьев». Именно при нем около 1746 г. здание было  значительно перестроено в последний раз. Появилась пристройка к основному зданию, а вход украсился каменным порталом с пилястрами, фронтоном и надписью «Soli Deo Gloria». Изменился и внешний вид здания: ступенчатый фасад приобрел обтекаемые формы в стиле Ренессанс. Дом оставался во владении семьи Зарнов длительное время, и впоследствии перешел к Арведу Шрадеру, устроившему здесь мастерскую. В 1956 г. дом отреставрировали по проекту архитектора Петериса Саулитиса, ему вернули готический ступенчатый фронтон, и соорудили новый вход со стрельчатой аркой. Внутри здания размещается выставочный зал Музея архитектуры. В нем заслуживает внимания сохранившейся со времен средневековья очаг с  мантельной трубой, пронизывающей все здание и балки, за которые привязывали мясо для копчения. Вначале здесь разместились фрагменты снесённых домов старого города: скульптура Юстиции с фасада ратуши, лев из Дома Черноголовых и другие экспонаты. Большинству из них впоследствии нашли другое применение.

Средний «брат» (№ 19), самый роскошный с архитектурной точки зрения. Он когда-то был двумя зданиями. Это дом был построен в 1646 г. Владельцем участка был Х. Ниенхофен, а впоследствии им владели ремесленники и мелкие чиновники, последним из которых и был мастер по металлу О. Радецкий. Его вход украшен надписью «Solideogloria!», а фасад оформлен в стиле голландского маньеризма, который был отреставрирован по эскизу И. К. Броце 1785 г. В отличие от  «старшего» брата, в доме был просторный зал с большими окнами, а жилые помещения располагались со стороны двора.

Третий «брат» (№ 21) построен во второй половине XVIIв. «Младшим» братом, владела семья Штейдинг. В исторических документах он упоминается в первый раз в 1718 г. Его владелец Вендлинг Штейдинг был священником церкви Св. Екаба. На каждом его этаже располагались небольшие квартирки. Весь дом состоял из небольших комнаток, приспособленных под жилье и мастерские. Здесь тоже жили ремесленники, сначала портной, а потом сапожник. В 1899 г. он был перестроен по проекту архитектора Юлиуса Пфейффера. У него  появился новый фасад в стиле неоренессанс с декоративными обелисками и карнизами. Это был настоящий доходный дом, здесь разместилось шесть маленьких однокомнатных квартир с крохотными кухоньками. От старого дома оригинальной осталась лишь стена со стороны двора. Внешний вид домика реконструировали в 1957 г. по известной нам гравюре И.Бротце.

!>