В этом музее собрана уникальная коллекция древних судов-драккаров, на которых «жители фьордов» преодолевали тысячи морских миль в поисках новых земель, богатой добычи, пленников и пленниц. Смелость и беспощадность викингов наводили такой страх на прибрежные племена, что только при одном слухе о планируемых набегах, жители снимались с обжитых мест и уходили вглубь материковой части.

Высшим техническим достижением викингов были их боевые корабли. Узкий каркас судов-драккаров был очень удобен для подхода к берегу и быстрого прохождения по рекам и озерам. Более легкие суда особенно подходили для внезапного нападения; их можно было переносить волоком из одной реки в другую, чтобы обойти пороги, плотины и укрепления.

Все представленные в музее корабли были найдены при раскопках в Осло-фиорде: «Тунский корабль», «Гокстадский корабль» и «Осебергский корабль» (названы по месту находки). Все они были построены в IX веке и были затоплены при погребальных церемониях (в погребальную ладью умершего или погибшего вождя собиралось оружие, доспехи, драгоценности, и ладья топилась у побережья или отпускалась в открытое море).

Наибольший из них корабль, - «Осебергский». Его нашли в 1904 году в местечке Осеберг. Длина корабля равна 22 м, ширина – 6 м. Размер мачты мог колебаться от 6 до 10 м. При площади паруса в 90 кв. м. корабль мог развивать скорость до 10 узлов. 15 пар уключин свидетельствует о том, что судно приводили в движение 30 гребцов. Нос и корма корабля украшены замысловатой резьбой в виде сплетённых животных, а также соединёнными в валькнут треугольниками.

Хотя курган ещё в Средние века подвергся разграблению, археологи обнаружили в ладье останки двух женщин высокого социального положения (молодой и старой), фрагменты восточных шелковых тканей, неплохо сохранившуюся деревянную телегу и даже кости павлина. Это свидетельствует об оживленной торговле викингов с Востоком по Волге и Днепру. Скандинавские ученые долгое время пытались связать похороненных в корабле с династией Инглингов и даже называли одну из женщин бабкой Харальда Прекрасноволосого.

«Гокстадский корабль» построен целиком из дуба и отделан богатым орнаментом, он намного крепче Осебергского. На подобных драккарах викинги могли пересекать не только моря, но и океан.  Им принадлежит честь открытия и заселения Исландии и Гренландии. И именно они первыми из европейцев за несколько веков до Колумба ступили на берег Северной Америки. В 1893 году двенадцать норвежцев доказали отличную мореходность кораблей такого типа. Они построили точную копию Гокстадского драккара, успешно пересекли на ней Атлантику и достигли берегов Чикаго.

Посетители музея викингов также смогут увидеть предметы, обнаруженные на кораблях: деревянные телеги, санки, домашнюю утварь, фрагменты тканей, трости, имеющие наконечники в форме голов зверей.

И напоследок, в качестве бонуса романтическая история о викингах и Киевской Руси… Дочь киевского князя Ярослава Мудрого, Елизавета, была выдана замуж за конунга Харальда Сурового, который всеми силами домогался руки Эллисив (как называли в сагах русскую княжну). Будущий конунг ради нее отправился за богатством в Византию и нанялся на службу в императорскую варяжскую гвардию. Викинг был красив, статен и смел. Харальда Сурового, как гласят легенды, искушала сама императрица Зоя, предлагая трон басилевса и себя в качестве довеска к оному. Но храбрый викинг остался верен своей Елизавете и не поддался искусительнице. За что и был в последствие вознагражден рукой княжны. Норвежский конунг (король) Харальд Хардрат Суровый, - последний герой эпохи викингов. Он еще при жизни получил прозвище «Суровый правитель». Другое его, не менее подходящее, прозвище – Грозный. После него масштабные грабительские походы по морям и рекам Европы практически прекратились: морские разбойники Скандинавии как-то дружно превратились в купцов-мореходов. Остается добавить что именно конунг Харальд Суровый и основал Осло, нынешнюю столицу Норвегии.