EUR 32.40 | USD 27.80 21 сентября 2021

Приглашаем Вас на обзорную экскурсию по столице Норвегии Осло. Город был основан в1048 году конунгом Харальдом III (Суровым), супругом нашей соотечественницы Елизаветы Ярославны, дочери князя Ярослава Мудрого.

Улица Карл Юханс-гате – самое многолюдное место во всем Осло.  Магазины, антикварные лавочки, кафе и ресторанчики, сувенирные лавочки, и на фоне этого – еще и уличные музыканты в большом количестве. Рядом старые Базарные ряды, где еще не так давно торговали продуктами, а сейчас не ряды пестрят многочисленными ресторанами и антиквариатом. Рядом Кафедральный собор. Он был возведен в 1697 году,  на месте старинной Святой Троицы, сгоревшей в 1686 г. Деньги на строительство собирали по всей Норвегии, а когда средств не хватило, рачительные горожане строить стали из камня старой церкви, таким образом, довершив ее уничтожение окончательно. От оригинального собора конца XVII в. сохранились лишь кафедра и алтарные росписи работы фламандских мастеров. Строительство Кафедрального собора растянулось на годы. В 1850 г. был установлен шпиль работы немецкого архитектора Алексиса де  Шатонёфа и  бронзовые двери по рисункам Дагфинна Вереншёлля, а в 1900 и витражи Эммануэля Вигеланна, брата Густава Вигеланна. До начала XX в. практичные норвежцы использовали колокольню собора как пожарный и сторожевой пост.

Пройдя  по улице Карл Юханс-гате, Вы увидите здание норвежского Парламента – Стортинга. По окончании наполеоновских войн Норвегия попала под протекторат Швеции (1814), и последний датский правитель – принц Кристиан Фредерик – даровал народу Конституцию.  Эта конституция до сих пор является основным законом страны. Тогда же впервые был созван парламент, но собственное здание у него появилось лишь в 1866 г. До этого, долгие 52 года парламент ютился то в стенах университета, то в школьных классах. Как всегда, денег на строительство не хватало, и практичные норвежцы привлекли к строительству заключенных. Есть даже легенда о скульпторе-каторжнике Гюдбранде, помилованном за парочку статуй грозных львов, охраняющих здание по бокам. Правда не обошлось без местного проклятия каторжников…. Львы по ночам оживают и бегают по улицам, дабы сожрать праздношатающихся туристов, а в парламенте в это время заседают тролли и прочие эльфы и гномы.

Далее по улице расположился Национальный театр, – главный театр Норвегии. Он очень гармонично вписан в весь архитектурный ансамбль Карл Юханс-гате.  Хотя, первоначально, парламентарии были категорически против его восстановления после пожара 1877 года. По их мнению, соседство подобного фривольного заведения сказалось бы отрицательно на работе парламента. Осло 9 лет был без театра, пока  сын  норвежского драматурга Бьёрнстьене Бьёрнсона смог убедить совет в том, что театр – место вполне приличное. На фасаде театра увековечены имена трех великих норвежских драматургов - Ибсена, Бьёрнсона и Хольберга, пьесы которых были поставлены сразу же в новом театре, а справа и слева от входа стоят памятники Ибсену и Бьёрнсону. Говорят, Ибсен, часто прогуливаясь по утрам около своего памятника, снимал перед ним шляпу.  Фонтан на площади перед Национальным театром излюбленное место для встречи влюбленных.

Пожалуй, самое элегантное здание во всем Осло – Университет. Даже королевский дворец не обладает такой строгостью и в то же время гармоничностью линий. Основан университет был в 1811 г. (до этого все отпрыски благородных семейств учились в Копенгагене).  Главное украшение университета – главная аудитория Aula, которую построили к 100-летию основания университета, а в 1914 г. ее стены расписал сам Эдвард Мунк.

Рядом расположены два музея - Исторический и Национальная галерея. В галерее  много полотен Мунка, в том  числе и его знаменитый «Крик». Это полотно грабители похищали из Национальной галереи два раза: в 1994 и 2004 гг. 

В самом конце Карл-Юханс-гате  перед Вами предстанет холм, на котором высится королевский дворец. На площади перед королевской резиденцией – конная статуя короля Карла XIV Юхана ( в «миру» известного как французского генерала Жана-Батиста Бернадота, того самого, на груди которого после смерти придворные обнаружили татуировку «Смерть королям»). Неподалеку есть еще один королевский памятник – королеве Мод – чье имя прославил Руаль Амундсен, назвав «Землей королевы Мод» открытый в Антарктиде остров. 

Построили дворец в 1825-1849 г. по проекту датчанина Ханса Дитлефа Линстова, который и предложил королю Карлу Юхану холм за городом как место для резиденции – до этого король во время  постоянного прибежища не имел и жил где придется – то в крепости Акерсхус, то по домам вельмож. Но увидеть готовый дворец королю так и не удалось. Строительство затянулось из-за нехватки средств (как и Кафедральный собор, Парламент, Университет…) Лишь в 1849 г. дворец был  закончен.

Недалеко от дворца и самый большой в Европе парк скульптур под открытым небом, - знаменитый парк Вигеланна. Густав Вигеланн,  — странный, эксцентричный, но гениальный норвежский скульптор. Его творения удивительно гармонично сочетают натурализм и символику с реалистичной трактовкой человеческой жизни.  40 лет своей жизни скульптор посвятил изображению людей — в движении, состоянии покоя, в радости и раздражении, в детстве, юности и старости, в естественных и не вполне позах — и заполнил ими самый большой в мире авторский парк. Вигеланн создал из гранита и бронзы более 1000 фигур, скомпонованных в виде многочисленных групп вокруг центрального 18-метрового гранитного Монолита, а также высеченных в самом Монолите. Классическая тема модерна – замкнутый круг жизни и смерти. Множество скульптур показывают не только путь человека, который он проходит от рождения до смерти, но и чувства, переживаемые каждым из поколений. Густав Вигеланн родился в норвежской деревне в 1869 году. Он много путешествовал по Европе, общался с Огюстом Роденом, изучал искусство итальянского Возрождения.  В 1921-м власти Христиании решили снести дом-мастерскую скульптора. Вигеланн несколько лет судился и получил новую мастерскую, а взамен договорился с властями, что подарит городу все, что успеет сделать. Город и не подозревал, с каким плодовитым автором связался. Большой парк рядом с мастерской стал парком скульптур и вместил 212 объектов. В 1943-м Вигеланн умер, мастерская через четыре года превратилась в музей. А скульптура плачущего, рассерженного мальчика, одна из тысячи других фигур паркового ансамбля, стала символом Осло и изображается на многочисленных открытках и сувенирах.

Несколько слов о городской Ратуше.  Каждый уважающий себя средневековый город имел Ратушу, в которой заседал городской совет, и решались насущные городские проблемы. В Осло Ратуш две, новая и старая. Новую Ратушу видно издалека – это огромное здание из темно-красного кирпича, с двумя широкими башнями. Начали строить ее в 1931 г. по проекту Магнуса Паульсона и Арнстейна Арнеберга, но из-за войны открытие ее было отложено почти на 20 лет. Как водится, горожане восприняли громаду, закрывшую нескольким кварталам вид на фьорд, в штыки: «… Мунк был недоволен: «Осло расположен на холмах вдоль фьорда, и поэтому улицы должны строиться так, чтобы отовсюду были видны порт и море. А теперь ничего не видно. Там, где строится ратуша, виден был кусочек моря. И его закрыли».

Первое, что привлекает внимание, когда подходишь к Ратуше со стороны пристани – огромные часы на правой башне, и на ней же – карильон на 30 колоколов, которые каждый час играют классические мелодии. На фасаде со стороны фьорда вас приветствует поднятыми вверх руками бронзовая фигурка Святого Хальварда, покровителя Осло. Существует легенда о св. Хальварде: «Святой Хальвард, небесный покровитель города, в жизни земной был сыном фермера. Согласно легенде, 15 мая 1043 года он пытался спасти от трех разбойников беременную девушку, но бандитские стрелы настигли их обоих, когда они в лодке пересекали фьорд. На шею Хальварду разбойники повесили тяжелый жернов и бросили его тело в море, но случилось чудо: тело убитого юноши всплыло вместе с жерновом. На городском гербе святой держит камень и три стрелы, а у его ног лежит тело, насчет принадлежности которого нет единого мнения — разбойник это или девушка».

По дороге от Новой Ратуши к Старой интересный фонтан с огромной перчаткой. Здесь, по легенде, король Кристиан IV бросил на землю перчатку и произнес что-то в роде «здесь будет город заложен назло надменному соседу». Легенды гласят, что король подразумевал под надменным соседом Швецию.

Старая Ратуша (XVII в.) - это здание с красноватыми стенами, рядом с фогтаном. На ее фасаде написано «Teatermuseet». В настоящее время здесь расположен театральный музей и небольшой ресторан. Через площадь напротив, стоит ярко-желтое фахверковое здание, именуемое «анатомичкой». Здесь в старое время проживал городской палач, а на площади стоял позорный столб и плаха. Очевидно, чтобы палачу было недалеко ходить на работу.