Приглашаем Вас на обзорную экскурсию по столице Норвегии Осло. Город был основан в1048 году конунгом Харальдом III (Суровым), супругом нашей соотечественницы Елизаветы Ярославны, дочери князя Ярослава Мудрого.

Улица Карл Юханс-гате – самое многолюдное место во всем Осло.  Магазины, антикварные лавочки, кафе и ресторанчики, сувенирные лавочки, и на фоне этого – еще и уличные музыканты в большом количестве. Рядом старые Базарные ряды, где еще не так давно торговали продуктами, а сейчас не ряды пестрят многочисленными ресторанами и антиквариатом. Рядом Кафедральный собор. Он был возведен в 1697 году,  на месте старинной Святой Троицы, сгоревшей в 1686 г. Деньги на строительство собирали по всей Норвегии, а когда средств не хватило, рачительные горожане строить стали из камня старой церкви, таким образом, довершив ее уничтожение окончательно. От оригинального собора конца XVII в. сохранились лишь кафедра и алтарные росписи работы фламандских мастеров. Строительство Кафедрального собора растянулось на годы. В 1850 г. был установлен шпиль работы немецкого архитектора Алексиса де  Шатонёфа и  бронзовые двери по рисункам Дагфинна Вереншёлля, а в 1900 и витражи Эммануэля Вигеланна, брата Густава Вигеланна. До начала XX в. практичные норвежцы использовали колокольню собора как пожарный и сторожевой пост.

Пройдя  по улице Карл Юханс-гате, Вы увидите здание норвежского Парламента – Стортинга. По окончании наполеоновских войн Норвегия попала под протекторат Швеции (1814), и последний датский правитель – принц Кристиан Фредерик – даровал народу Конституцию.  Эта конституция до сих пор является основным законом страны. Тогда же впервые был созван парламент, но собственное здание у него появилось лишь в 1866 г. До этого, долгие 52 года парламент ютился то в стенах университета, то в школьных классах. Как всегда, денег на строительство не хватало, и практичные норвежцы привлекли к строительству заключенных. Есть даже легенда о скульпторе-каторжнике Гюдбранде, помилованном за парочку статуй грозных львов, охраняющих здание по бокам. Правда не обошлось без местного проклятия каторжников…. Львы по ночам оживают и бегают по улицам, дабы сожрать праздношатающихся туристов, а в парламенте в это время заседают тролли и прочие эльфы и гномы.

Далее по улице расположился Национальный театр, – главный театр Норвегии. Он очень гармонично вписан в весь архитектурный ансамбль Карл Юханс-гате.  Хотя, первоначально, парламентарии были категорически против его восстановления после пожара 1877 года. По их мнению, соседство подобного фривольного заведения сказалось бы отрицательно на работе парламента. Осло 9 лет был без театра, пока  сын  норвежского драматурга Бьёрнстьене Бьёрнсона смог убедить совет в том, что театр – место вполне приличное. На фасаде театра увековечены имена трех великих норвежских драматургов - Ибсена, Бьёрнсона и Хольберга, пьесы которых были поставлены сразу же в новом театре, а справа и слева от входа стоят памятники Ибсену и Бьёрнсону. Говорят, Ибсен, часто прогуливаясь по утрам около своего памятника, снимал перед ним шляпу.  Фонтан на площади перед Национальным театром излюбленное место для встречи влюбленных.

Пожалуй, самое элегантное здание во всем Осло – Университет. Даже королевский дворец не обладает такой строгостью и в то же время гармоничностью линий. Основан университет был в 1811 г. (до этого все отпрыски благородных семейств учились в Копенгагене).  Главное украшение университета – главная аудитория Aula, которую построили к 100-летию основания университета, а в 1914 г. ее стены расписал сам Эдвард Мунк.

Рядом расположены два музея - Исторический и Национальная галерея. В галерее  много полотен Мунка, в том  числе и его знаменитый «Крик». Это полотно грабители похищали из Национальной галереи два раза: в 1994 и 2004 гг. 

В самом конце Карл-Юханс-гате  перед Вами предстанет холм, на котором высится королевский дворец. На площади перед королевской резиденцией – конная статуя короля Карла XIV Юхана ( в «миру» известного как французского генерала Жана-Батиста Бернадота, того самого, на груди которого после смерти придворные обнаружили татуировку «Смерть королям»). Неподалеку есть еще один королевский памятник – королеве Мод – чье имя прославил Руаль Амундсен, назвав «Землей королевы Мод» открытый в Антарктиде остров. 

Построили дворец в 1825-1849 г. по проекту датчанина Ханса Дитлефа Линстова, который и предложил королю Карлу Юхану холм за городом как место для резиденции – до этого король во время  постоянного прибежища не имел и жил где придется – то в крепости Акерсхус, то по домам вельмож. Но увидеть готовый дворец королю так и не удалось. Строительство затянулось из-за нехватки средств (как и Кафедральный собор, Парламент, Университет…) Лишь в 1849 г. дворец был  закончен.

Недалеко от дворца и самый большой в Европе парк скульптур под открытым небом, - знаменитый парк Вигеланна. Густав Вигеланн,  — странный, эксцентричный, но гениальный норвежский скульптор. Его творения удивительно гармонично сочетают натурализм и символику с реалистичной трактовкой человеческой жизни.  40 лет своей жизни скульптор посвятил изображению людей — в движении, состоянии покоя, в радости и раздражении, в детстве, юности и старости, в естественных и не вполне позах — и заполнил ими самый большой в мире авторский парк. Вигеланн создал из гранита и бронзы более 1000 фигур, скомпонованных в виде многочисленных групп вокруг центрального 18-метрового гранитного Монолита, а также высеченных в самом Монолите. Классическая тема модерна – замкнутый круг жизни и смерти. Множество скульптур показывают не только путь человека, который он проходит от рождения до смерти, но и чувства, переживаемые каждым из поколений. Густав Вигеланн родился в норвежской деревне в 1869 году. Он много путешествовал по Европе, общался с Огюстом Роденом, изучал искусство итальянского Возрождения.  В 1921-м власти Христиании решили снести дом-мастерскую скульптора. Вигеланн несколько лет судился и получил новую мастерскую, а взамен договорился с властями, что подарит городу все, что успеет сделать. Город и не подозревал, с каким плодовитым автором связался. Большой парк рядом с мастерской стал парком скульптур и вместил 212 объектов. В 1943-м Вигеланн умер, мастерская через четыре года превратилась в музей. А скульптура плачущего, рассерженного мальчика, одна из тысячи других фигур паркового ансамбля, стала символом Осло и изображается на многочисленных открытках и сувенирах.

Несколько слов о городской Ратуше.  Каждый уважающий себя средневековый город имел Ратушу, в которой заседал городской совет, и решались насущные городские проблемы. В Осло Ратуш две, новая и старая. Новую Ратушу видно издалека – это огромное здание из темно-красного кирпича, с двумя широкими башнями. Начали строить ее в 1931 г. по проекту Магнуса Паульсона и Арнстейна Арнеберга, но из-за войны открытие ее было отложено почти на 20 лет. Как водится, горожане восприняли громаду, закрывшую нескольким кварталам вид на фьорд, в штыки: «… Мунк был недоволен: «Осло расположен на холмах вдоль фьорда, и поэтому улицы должны строиться так, чтобы отовсюду были видны порт и море. А теперь ничего не видно. Там, где строится ратуша, виден был кусочек моря. И его закрыли».

Первое, что привлекает внимание, когда подходишь к Ратуше со стороны пристани – огромные часы на правой башне, и на ней же – карильон на 30 колоколов, которые каждый час играют классические мелодии. На фасаде со стороны фьорда вас приветствует поднятыми вверх руками бронзовая фигурка Святого Хальварда, покровителя Осло. Существует легенда о св. Хальварде: «Святой Хальвард, небесный покровитель города, в жизни земной был сыном фермера. Согласно легенде, 15 мая 1043 года он пытался спасти от трех разбойников беременную девушку, но бандитские стрелы настигли их обоих, когда они в лодке пересекали фьорд. На шею Хальварду разбойники повесили тяжелый жернов и бросили его тело в море, но случилось чудо: тело убитого юноши всплыло вместе с жерновом. На городском гербе святой держит камень и три стрелы, а у его ног лежит тело, насчет принадлежности которого нет единого мнения — разбойник это или девушка».

По дороге от Новой Ратуши к Старой интересный фонтан с огромной перчаткой. Здесь, по легенде, король Кристиан IV бросил на землю перчатку и произнес что-то в роде «здесь будет город заложен назло надменному соседу». Легенды гласят, что король подразумевал под надменным соседом Швецию.

Старая Ратуша (XVII в.) - это здание с красноватыми стенами, рядом с фогтаном. На ее фасаде написано «Teatermuseet». В настоящее время здесь расположен театральный музей и небольшой ресторан. Через площадь напротив, стоит ярко-желтое фахверковое здание, именуемое «анатомичкой». Здесь в старое время проживал городской палач, а на площади стоял позорный столб и плаха. Очевидно, чтобы палачу было недалеко ходить на работу.