EUR 31.60 | USD 27.40 19 октября 2021

Базилика св.Николая считается одной из главных достопримечательностей Барии. Она находится в старой части города, на берегу Адриатического моря и состоит из двух храмов, верхнего и нижнего В нижней крипте  установлена рака с мощами Николая Чудотворца. В это место приезжают паломники со всего света, для того, чтобы преклониться перед  мироточащими мощами Святителя и Чудотворца Николая.

Николай Чудотворец считается покровителем Бари. Рожденный в 250 г.  в Патере на территории современной Турции,  епископ Николай по некоторым предположениям какое-то время служил в Бари. Однако свой жизненный путь он закончил в первой половине IV в. в городе Мире (Ликии), в Турции, где и был похоронен. Так называемое «спасение»  или «обретение» мощей святого Николая произошло в конце XI в. Но по сути это было обыкновенное, варварское похищение, сходное тому, как венецианцы  похитили мощи святого Марка из Александрии. В Антиохии случайно встретились  венецианские и барийские моряки. Венецианцы поделились своими планами по «освобождению мощей» из рук неверных. Барийские моряки также решили раздобыть и себе «святые мощи». Возможно, благочестивые моряки из лучших побуждений пытались спасти святые мощи от неверных. До XI в. город Мира на южном турецком побережье был христианским, но в 1087 г. его захватили мусульмане. Справедливости ради надо заметить, что мусульмане не собирались глумиться над мощами, а тем более уничтожать их. Они позволяли христианам Миры приходить, молиться и ухаживать за своим святилищем.

По сути моряки из Бари выкрали реликвию у таких же христиан Миры. Очевидно, между моряками  и служителями святилища произошел конфликт.  Монахи пытались их увещевать, грозили божьей карой, но были вынуждены отступить перед грубой силой. Мраморный саркофаг был варварски разбит, а мощи  выловлены из манны, жидкости, в которой они находились, и похищены. По воспоминаниям летописцев жители Миры столпились на берегу. Они были преисполнены гнева и горя, рвали на себе волосы и бороды, завывая о потере святого покровителя. Благочестивые же воры поспешили со своей добычей вернуться в Бари.

Сначала мощи хотели поместить в собор Сан-Сабино, но тому нашлось много противников. Тогда их положили на повозку, запряженную ослом и там, где осел остановился, решили строить церковь. Потому колонны, поддерживающие крыльцо базилики стоят не на львах, как это чаще бывает, а на ослах.  Строительством церкви руководил бенедиктинский аббат Элия, который считается и ее архитектором. При строительстве использовались камни дворца Катапана, принадлежавшего еще византийскому наместнику, и заброшенного после того, как норманны захватили Бари в 1071 г. и перенесли столицу в Салерно. Хотя строительство всей базилики продолжалось вплоть до 1197 г., помещение крипты уже было освящено к 1089 г., а к 1105 г. закончилась его отделка. 

Внутри базилики все св. Николая просто и аскетично. Базилика имеет три нефа длиной 39 м, сводчатый трансепт длиной 31,5 м, нефы завершаются апсидами. Снаружи апсиды закрыты прямыми стенами с ложными аркадами, что придает храму прямоугольную форму. Фасад разделен на три части пилястрами, по бокам  имеет две башни. Входной портал украшен резьбой на тему евхаристии (начало XII в.). Портик портала поддерживают колонны, опирающиеся на фигуры быков, в люнете помещён рельеф с солнечной колесницей и триумфатором, символизирующим Иисуса Христа. Фронтон увенчан крылатым сфинксом.

Крипта Святого Николая находится внизу, в ней три придела: центральный – мощи Святого Николая, православный – капелла, где идут православные богослужения и придел народов Европы – надежда на объединение церквей. Саркофаг-реликварий с мощами Николая Чудотворца выполнен в форме небольшого каменного сундука с отверстием для сбора мира. Он находится в крипте, отгороженный от публичного пространства высокой железной решеткой.  Доступ к мощам дозволяется только организованным группам паломникам.

Справа, если стоять к базилике лицом, находится музей и лавка для паломников. Кроме всего прочего там можно купить пузырек со священной «манной», той жидкостью, в которой плавают мощи святого Николая. Говорят, что сколько бы ее не вычерпывали из саркофага, она все равно восполняется.