EUR 31.60 | USD 27.40 19 октября 2021

Город Матера, одиин из самых удивительных и загадочных городов Италии, находится в провинции Базиликата. Он построен на двух скалах в массиве известняковых пород толщиной до 400 метров. В настоящее время Матера состоит из двух частей: современного верхнего города и исторического нижнего. Первый похож на все прочие южноитальянские городки. Второй местные жители называют Сасси, то есть «камни».

Здешние пещерные дома «сасси» уникальны: люди живут в них уже около 9000 лет. Сначала это были просто пещеры, затем их превратили в сводчатые помещения, а позже в целые районы с дворами и другими хозяйственными постройками. В более новых пещерах имеются церкви, некоторые из них датируют VI в. В некоторых церквях сохранились фрески XI-XII веков. Сасси считаются объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1993 года.

Когда-то Матера была греческим городом, центром которого была Чивита. Сегодня здесь возвышается Кафедральный собор, возведенный в XIII в. В римскую эпоху город укрепили стеной, а многочисленные гроты и скалистые массивы стали использовать для постройки жилищ, так зародились кварталы Сасси.

До 1960-х годов прошлого века в этих пещерах жили люди. Итальянский писатель Карло Леви описал жизнь этих людей в романе «Христос остановился в Эболи», и когда в 1945 году книга вышла в свет, о жителях Сасси узнали по всей Италии. В 1979 году по этой книге был снят фильм Франческо Рози. Леви писал о невыносимых условиях жизни в Сасси ди Матера. «У большинства семей имелась всего одна пещера, и в ней спали все вместе – мужчины, женщины, дети и животные». Огромные семьи жили в антисанитарных условиях, без канализации, не соблюдая элементарных гигиенических норм.

В 1953 году власти, не выдержав позора, решили закрыть старую часть города, переселив больше 20 тысяч человек в современные дома. Многиежители  отказывались переселяться. Людей приходилось вывозить чуть ли не силой, замуровывая пещеры. Но последним «несогласным», в основном старикам, удалось продержаться до конца 60-х годов. После этого старый город надолго опустел. К счастью, сносить его не стали. Более того, английский путешественник Генри Мортон, приехавший в Матеру в 60-е, обнаружил, что местные жители устроили что-то вроде смотровых  площадок, с которых можно было взглянуть на экзотические трущобы. Потом город открыли для себя кинооператоры и сценаристы. Для них брошенный каменный город был естественными живыми декорациями из древних времен.

В 80-х годах старая Матера в первый, но не в последний раз стала декорацией к библейскому сюжету – тут сняли «Царя Давида» с Ричардом Гиром в главной роли. Ее можно увидеть в «Евангелии от Матфея» Пазолини, где сыграли многие местные жители, и в скандальных «Страстях Христовых» Мела Гибсона, и в нескольких десятках других картин.

Глядя на старую Матеру, трудно поверить, что это не декорация. Тем не менее город реален и больше не пустует. С конца 80-х годов в Сасси снова появились жители, а пещеры начали скупать и брать в аренду под рестораны и отели.

Старый город похож на муравейник в разрезе. Непонятно, что из чего растет, где начинается, чем заканчивается, куда и откуда ведет, что было раньше, а что потом. И почему люди вообще стали селиться в местных пещерах. Когда у природы пещеры закончились, их стали рыть, используя оставшуюся породу в  хозяйственных целях. Норы сливались в лабиринты, галереи, многокомнатные «коммунальные» квартиры с общими дворами. Их жильцы научились разбивать на камнях сады, придумали хитрую систему общего водопровода. Со временем подземный город начал расти ввысь: крыши становились фундаментом для других домов, над теми вырастали новые. Наверху селился народ побогаче, бедняки оставались в подземельях. В некоторых из домов Сасси ныне организовали этнографические музеи с настоящей утварью. Загляните в них, это необычайно интересно. Например, исторический дом на vico Solitario, который воспроизводит обстановку и предметы обихода жителей.

Посреди комнаты стоит высокая кровать, на которой спало все семейство. Под кроватью – горшок, корыто и прочая утварь, которую доставали днем. Здесь же стойло для животных и обеденный стол. Кухонька в отдельном маленьком помещении, другое помещение использовалось в качестве хозяйственной подсобки, «дырка-труба» - для сбора снега, который таял и давал драгоценную воду. Свет в дом падал из маленького окошка наверху. Температура в домах была практически постоянной 15 градусов, туф, в котором были устроены жилища работал как климат-контроль.

Сасси на склонах Гравины располагались непосредственно один над другим, так что жители верхних домов устраивали свои огороды прямо на крышах соседей. Каждая обитаемая ячейка имела обширный подвал, большую часть которого занимала цистерна. Самая большая емкость для сбора осадков располагалась на верхней части склона так, чтобы вода из нее быстро поступала в нижние дома. Все квартиры были оборудованы водосборными желобами, в которые собирались роса, снег или дождь.

Сегодня трудно себе даже представить, как люди выживали в этих пещерах, однако число их обитателей в разные времена достигало  до 15 тысяч человек. В среднем на 40 квадратных метров обшей площади одной постройки приходилось 10 человеческих душ. Причем вместе с хозяевами в помещении обитали домашние животные и птицы, кошки, собаки, кролики курыи даже мулы.

Туалета как такового не существовало, естественные нужды справляли в керамические горшки, а нечистоты сливали в каньон. Прямо за стеной жилой комнаты располагалось помещение, где держали навоз, в холодное время года он давал дополнительное тепло, а на запах никто не обращал особого внимания.

"Христос остановился в Эболи, где дорога и поезд, оставляя побережье моря, проникают на безрадостную землю Лукании. Христос никогда не доходил сюда. Сюда не доходили ни время, ни гордый дух, ни надежда, ни связь между причиной и следствием, между разумом и событиями. Никто не ступал на эту землю, разве только завоеватели, враги или случайно забредший путник. Времена года сменяют друг друга, а крестьяне трудятся в поте лица, как и три тысячи лет до Рождества Христова. В этот печальный край, где неведомы грех и искупление, где зло не понятие из области морали, а земная скорбь, пронизывающая все и вся, Христос так и не снизошел.

Весь старый город, состоящий из Сассо Кавеозо и Сассо Баризано, – одна сплошная достопримечательность. Матера – это ступени, лестницы, спуски, подъемы, брусчатка и лабиринты улиц, в которых легко заблудиться, поэтому обязательно нужна удобная обувь. Здесь нет названий улиц и номеров домов, а длинные переулки могут заканчиваться тупиком. Входы во многие пещеры замурованы или забиты, но можно найти проходы и попасть внутрь.

В Матере более 130 церквей и часовен. В пещерных церквях колоннами служат сталактиты и сталагмиты, неровные стены сохранили следы византийских фресокЦерковь Сан-Пьетро-Кавеозо, построенная в 1218 году на небольшой площади является одним из самых характерных и ярких мест в Матере. В XVII в. церковь претерпела много изменений и приобрела барочный вид. Внутри хранятся художественные полотна и фрески.

Кафедральный собор возвышается над Сасси. Он был возведен в XIII в. в квартале Чивита, который делит пополам два Сассо. Он когда-то принадлежал бенедиктинскому монастырю. Отличает собор красивое резкое окно в форме розы и 52-метровая колокольня. В соборе хранится знаменитая византийская фреска Мадонна делла Бруна.

Жители Матеры тщательно заботятся о своем бесценном наследстве. Большинство Сасси категорически не пригодно для жилья, но отдельные "пещеры улучшенной планировки" все же подлежат восстановлению. Их выкупают зажиточные итальянцы и благоустраивают соответственно своим запросам. В современных пещерах есть не только нормальный водопровод и электричество, а, как правило, интернет и спутниковое телевидение.