Все туристы делятся на две категории: те, кто бывал в Венеции и те, кто мечтает ее увидеть. Этот город запечатлен в живописи и кинематографии, сфотографирован, описан в литературе и воспет в песнях, балладах, операх, как ни один другой город мира.

Впервые попав в город, Венеция покажется Вам  нереально сказочной, ожившей открыткой. Это не игра воображения, а прекрасная действительность! Венеция реальна  со своими гондолами и гондольерами, в полосатых кофтах и плоских шляпах, украшенных лентами. Реальна со своими каналами и воздушными мостами, соборами и площадями. Город волнующе красив. В пасмурные дни - это огромные пространства серой воды, напоминающие мираж, а в солнечные дни, когда вода сияет тысячами разноцветных лучей - магия этого зрелища захватывает дух.

Официальным днём основания города Венеция считается 25 марта 421 года, день Благовещения Девы Марии. Именно в это время жители окрестных поселений, уходя от набегов варваров,  перенесли свои жилища на острова.

Венеция - все, личность – ничто. Под таким лозунгом почти полторы тысячи лет просуществовала  Венецианская республика. Вся система управления и система выборов дожа (главы республики), была направлена на исключение возможности возникновения культа личности какого-либо одного человека.  А все попытки нещадно пресекались. В действительности дож  не имел реальной власти. На деле всем заправляли Большой совет и Совет десяти, который являлся и судом, и трибуналом, и карающей рукой – этакой своеобразной государственной инквизицией. Один из дожей, Марино Фальер,  55-й дож Венеции, решил изменить принятый устой правления . Он воспротивился ограничению единоличной власти, за что и поплатился головой. Хотя, легенды гласят, что в той истории не все было чисто. Увы, не обошлось без любовной истории и красавицы-жены, прелестной Анунциаты! 80-ти летний старик женился на 12-ти летней девочке, дочери старого друга. Естественно, молоденькую красавицу постоянно окружали поклонники. Нравы в то время были свободными…. Ревность и любовь заставили старика потерять голову и броситься в омут интриг. Заговор раскрыли и всех казнили. В выигрыше оказалась лишь Анунциата. После провала заговора ей удалось сбежать с любовником Микеле Стено, выйти в последствие за него замуж, вернуться в Венецию и побывать вторично догарессой. Микеле Стено стал 63-м венецианским дожем (1400-1413 годы правления).

В 1365 году был издан указ, согласно которому имя Фальера было стерто с фриза в зале Большого совета, где выбиты имена всех дожей, и заменено надписью: «На этом месте было имя Марино Фальера, обезглавленного за совершенные преступления».

Венеция – город, который целиком является одни огромным памятником истории. Человеку, принимающему Венецию всей душой, любой уголок этого мистического города покажется красивым и сказочным. Будь то парадная площадь, маленькая церквушка, магазин масок или узкая венецианская улочка. В Венеции нет спальных, уродливых районов. Она вся целиком - произведение искусства.

На протяжении многих веков Венеция знала расцвет, упадок и возрождение. Исторический центр Венеции расположен на 118 островах Венецианской лагуны, разделённых 150 каналами и протоками, через которые переброшено около 400 мостов. Место, где стоит современная Венеция, отгорожено от материка длинной, то и дело прерывающейся косой. Она отделяет Адриатическое море от неглубокой и изобилующей отмелями лагуны. Про Венецию говорят, что здесь море вместо пола, небо вместо крыши и поток воды вместо стен.

Все сооружения и здания Венеции построены на деревянных сваях, забитых на глубину от 3 до 10 м. Сваи расположены густым частоколом, поверх них уложены платформы из соединенных между собой дубовых и лиственничных бревен, и уже на них - каменные фундаменты. Например, в основание церкви Санта Мария делла Салюте забито более миллиона дубовых, ольховых, лиственничных свай (эта работа заняла свыше 2 лет), каменный мост Риальто стоит на 12 тысячах свай. В 1840 году, когда строили мост Понте делла либерта, соединивший город с материком, в дно лагуны было забито 75 тысяч свай! Целые леса в Далмации были сведены и превращены в фундамент Венеции. Стволы лиственниц, например, в солёной воде приобретают прочность железа.

Никакого сухопутного транспорта в Венеции нет. Первое, что видит каждый турист - это Большой Канал, поскольку катера, лодки и гондолы являются единственным средством передвижения. Большой канал—главная артерия Венеции. По своей форме он напоминает перевернутую латинскую букву S и пересекает весь город. Длина канала почти четыре километра.

По обеим сторонам канала, примыкая друг к другу, теснятся палаццо — жилища старинной венецианской знати. Это по большей части трех—пяти этажные дворцы светло-желтого, красного или голубого цвета приятных теплых тонов, которые словно бы подымаются прямо из воды. Фасады их украшают резные мраморные колонны, затейливая лепнина, старинные висячие фонари. Окна завешены жалюзи ярких расцветок, над черепичными крышами подымается лес конусообразных печных труб. Перед многими палаццо высовываются из воды забитые в дно канала красные или синие столбы в цветных полосах и с позолоченными надвершиями. Это причалы для моторок и гондол.

Вы увидите один из символов Венеции - мост Риальто. В XII веке на его месте был деревянный мост. Его называли «мостом картароло», так как за переезд по нему через канал с купцов взимали налог в размере монетки картароло. Его подновляли и чинили до тех пор, пока он не провалился под тяжестью бесчисленных зевак, собравшихся на нем поглазеть на роскошную процессию маркизы Феррары, которая прибыла в город с визитом. И тогда решено было возвести каменный, более надежный мост. Чести построить его добивались многие знаменитости, в том числе Микеланджело, Сансовино и Палладио—именитый архитектор из Виченцы. Но синьория (правительство) выбрала в конце концов проект Антонио да Понте, который и приступил к работам в 1588 году. Строительство продолжалось четыре года, и мост вышел на славу. Риальто, одноарочный мост, длина его почти 50 метров, ширина—22 метра. Богатые купцы и ювелиры тотчас же застроили его своими магазинами, лавками.

Вдоль Большого канала раскинулось много дворцов (палаццо). Фондако деи турки, а'Фос-кари, палаццо Грасси, Ка'Резонико, Ка'д'Оро. Во многие палаццо можно въехать прямо на гондоле через арочные ворота. Потомки знатных патрициев давно вымерли или обеднели, и их роскошные палаццо заняты сейчас под различные государственные учреждения. Ка'д'Оро—жемчужина Венеции, изящное трехэтажное здание в характерном венецианском стиле XV века. Ка'д'Оро означает в переводе «золотой дом», и действительно, когда архитекторы братья Дж. и Б. Бон построили его в 1440 году для знатного жителя города Контарини, дворец блистал золотом. В золоте были лепные украшения на фасаде, зубчатка на карнизе. Дворец полностью сохранил свой первоначальный облик аристократического жилища XV века.

Гондола – такая же достопримечательность Венеции как Сан Марко, Дворец Дожей, стометровая колокольня Кампанила, прекрасные палаццо и мост Риальто. Первые упоминания о гондоле встречаются в хрониках XI века, в те далекие времена ее использовали во время торжественных церемоний и праздников на воде. Каждая гондола строится под определенного гондольера, его рост, вес. При строительстве гондолы мастера пускают в дело восемь сортов дорогой древесины, позолоту и другие материалы, и вышедшее из их рук суденышко похоже на дорогую игрушку. Вся гондола отделана черным лаком, и черный цвет приятно сочетается с позолотой, алыми драпировками сидений. На гондольере — белая рубаха или тельняшка, соломенная шляпа с цветной лентой на тулье. Он стоит позади пассажиров на специальном коврике и работает веслом, упираясь его валиком в изогнутую уключину. Гондольеры — это не только часть символики и мифологии Венеции, но вполне серьезная профессия, которой овладевают в специальных школах. Часто искусство управления лодкой, а также знание всех водных путей города предается от отца к сыну. 

Еще одна знаковая достопримечательность церквовь Санта Мария делла Салуте (XVIII в.). По решению сената от 22 октября 1630 года она была воздвигнута в знак благодарности святой деве Марии за избавление города от страшной эпидемии чумы. «Черная смерть» унесла тогда в могилу 47 тысяч жителей Венеции!

Но конечно, главное сердце Венеции - площадь Сан-Марко,  с ее величественным кафедральным собором. Собор Сан-Марко — это главная достопримечательность  Венеции. Здесь покоятся мощи святого апостола и евангелиста Марка. А  стены и купола  украшены множеством золотых фресок.  История  нынешнего собора восходит к IX веку. Оформление продолжалось несколько столетий,  и каждое поколение венецианцев вносило в его облик что-то свое. Грандиозное здание построено по образцу несохранившейся церкви Двенадцати апостолов в Константинополе. Основная идея собора — величие и триумф Венецианской республики. Это подчеркивает знаменитая квадрига — четверка бронзовых коней, которые еще в IV веке до нашей эры отлили мастера из греческого острова Хиос.

Собор Сан-Марко — духовная сокровищница всех христиан. На протяжении столетий они свозили сюда святые реликвии и сокровища. Венецианцы считали, что чем больше реликвий хранится в городе, тем лучше он защищен Божественной силой от нападений и болезней. Здесь хранится в том числе и честная глава апостола Тита, часть мощей первомученика Стефана, Георгия Победоносца,  мощи святителя Николая, руки св. Пантелеимона, св. Василия Великого, св. Иоанна Златоустого и многие другие святыни. В Венеции сохраняются несколько игл из тернового венца Спасителя, который некоторое время сохранялся в Венеции по пути во Францию, и еще великое множество мощей святых и прочих святынь.

Пьяцце Сан-Марко предшествует малая площадь - Пьяццетта. Со стороны Моло ее украшают две мощные колонны из красного мрамора. На левой колонне установлена статуя святого Теодора, первого покровителя города, а на правой — бронзовый крылатый лев, символ мощи и богатства Венецианской республики. Слева Пьяццетту обрамляет великолепная колоннада библиотеки Сан-Марко, а справа высится всемирно известный Дворец дожей. К слову сказать, пройти между колоннами в Венеции считается плохой приметой. Лучше их обойдите.

Дворец дожей огромен, полон торжественности и величия. В XIV—XV веках он неоднократно перестраивался после пожаров, пока не обрел свой настоящий вид. У него два фасада, которые смотрят на Пьяццетту и на набережную. Огромные сводчатые окна дворца и балконы украшены богатой лепкой и статуями. По карнизам кружевной вязью тянется беломраморные зубчики, придавая  дворцу удивительную легкость и воздушность. Два нижних этажа внутренних фасадов дворца оформлены в готическом стиле, два верхних—в стиле ренессанса, а боковой фасад с часами — в стиле барокко. Просторный, выложенный мрамором двор очень оживляют два колодца в виде больших бронзовых чаш на подставках из белого камня. На второй этаж дворца ведет прекрасная Лестница исполинов, названная так потому, что ее верхнюю площадку украшают огромные статуи Марса и Нептуна.

Есть во Дворце дожей и зал, овеянный мрачной славой,— зал Совета десяти. Совет десяти рассматривал дела лиц, обвиняемых в измене или заговоре против республики. А попасться в лапы Совета десяти было проще простого: по всему городу в укромных местах были установлены свирепые гипсовые физиономии с разинутыми ртами, куда можно было тайно бросить бумагу с обвинением в заговоре, неуплате налогов или несоблюдении христианской морали. Тюрьма, так называемые «свинцовые кровли», Пьомби, была тут же, рядом. Под чердаком дворца. Крыша ее была выложена свинцовыми листами специально с той целью, чтобы увеличить страдания узников, отчего зимой в ней стоял невыносимый холод, а летом — нестерпимая духота.

От Дворца дожей к тюрьме через узкий канал Рио ди Палаццо был перекинут крытый мостик, - знаменитый Мост Вздохов. Получивший свое название от осужденных. Когда их уводили в тюрьму, они прощались через окна мостика  с вольной жизнью, лагуной и городом.

Лишь одному заключенному удалось сбежать из этой тюрьмы. Это был знаменитый ловелас и любимец женщин, шпион и авантюрист - Джакомо Казанова. Но, мало кто знает, что Джакомо был прекрасным математиком, астрономом, скрипачем,  медиком, придумал мануфактуру и столь популярную нынче лотерею, написал прекрасный роман, и, не смотря на сластолюбие был добрым и отзывчивым человеком и преданным другом. Он родился в Венеции, апреля 1725 г., в семье венецианских актеров. В венецианском районе Сан-Самуэле, на доме № 3082 по узенькой улочке  Ка Малипьеро,  висит мраморная табличка: здесь «4 апреля 1725 года родился Джакомо Казанова».

Многие до сох пор задаются вопросом, в чем же была причина  популярности Казановы у женщин вех возрастов и социальных слоев общества того времени… А секрет прост, его Казанова открыл в своих мемуарах «История моей жизни». К каждой своей женщине, будь то куртизанка или графиня, Джакомо Казанова относился как к богине, единственной и неповторимой. И любил ее искренне и страстно, как «первую и единственную любовь всей своей жизни», пусть даже это был роман длительностью в пол часа. 

Совет! Венеция - это город, имеющий свой подлинный дух, характер и смысл. Постигать ее неброское очарование нужно не спеша. Открывайте этот город для себя постепенно и дайте ему возможность околдовать Вас своим волшебством. А еще лучше, вернитесь сюда спустя некоторое время…

ЭКСКУРСИОННЫЕ ТУРЫ, МАРШРУТЫ КОТОРЫХ ВКЛЮЧАЮТ ЭТОТ ГОРОД: