EUR 31.80 | USD 28.20 18 февраля 2019

Одним из величайших шедевров архитектуры Венеции является Дворец дожей (Palazzo Ducale) XIV - XV вв. В средние века Дворец дожей был главным сооружением в Венеции, он являлся резиденцией дожей (предводителей) республики. Здесь же проводили заседания Большого совета (законодательного органа), Совета Сорока (судебного и исполнительного органа) и Совета Десяти («тайной канцелярии» республики). Первый этаж был отведен под конторы юристов, канцелярию, морское ведомство и службы цензоров. Дворец дожей несколько раз пострадал от пожаров, особенно разрушительным был пожар в 1577 г.

Первого дожа избрали в 697 г., им стал Пауло Лучио Анафесто. Дожи выбирались среди богатых и влиятельных людей города, и именно дожи тратили свои собственные деньги на строительство и реставрацию Дворца и прочих венецианских зданий. Должность эта была почетной. Как правило, дожами становились пожилые люди, которые успели накопить уже солидное состояние. Жалованья не получал. Кроме того, ему запрещалось заниматься коммерцией, принимать дары от граждан или иноземных государств. Истинное же управление государством стал осуществлять Большой совет, в который входили все венецианские патриции из 124 аристократических кланов, достигшие 25 лет и вписанные в «Золотую книгу». Всего в истории Венеции было 120 дожей. Титул дожа существовал в Венецианской республике на протяжении более чем десяти веков — с VIII по XVIII вв. По сей день в Венеции в праздник Вознесения совершается ритуал обручения дожа с морем. Актер в старинных церемониальных одеждах бросает в море золотой перстень.

Первоначально дожи жили в перестроенном здании, оставшемся еще с римской эпохи. Квадратной формы, с тремя башнями, оно имело вид укрепленного замка. После опустошающих пожаров, практически уничтоживших это сооружение в XIV в., дворец отстроили заново. Было решено воздвигнуть новую резиденцию правительства республики, достойную блеска и богатства, каким на тот момент обладала Венеция. Вначале строительство поручили представителям известнейших династии венецианских мастеров: Филиппо Календарио, Пьетро Баседжо и мэтру Энрико. Позже их сменили представители семьи Бон. Здание возводилось с южного крыла. Сейчас оно самое старое. В 1400–1404 гг. был закончен фасад, выходящий на лагуну, а в 1423–1428 гг. – другой, который смотрел на площадь Святого Марка. Дворец закончили к 1427 г., но еще много лет его совершенствовали и отделывали интерьеры. Великолепные анфилады залов украшались творениями Карпаччо, Беллини, Тициана, Тинторетто. Важным элементом декора стали скульптурные портреты дожей.

Дворец представляет собой трехэтажное здание в форме буквы «П», выполненное из серого, белого и розового мрамора. Здание имеет два фасада, которые образуют прямой угол. Первый этаж – это галерея заостренных кверху арок, которые опираются на колонны. Второй этаж также образован колоннами, но менее толстыми и более высокими, а в верхней части находится ряд лож, украшенных орнаментом в виде четырехлистника. Третий этаж – гладкая стена, облицованная белым мрамором, которую прорезают крупные и мелкие окна. На южном фасаде находится балкон, который являлся трибуной дожа. Над балконом установлен монумент Правосудия Алессандро Витториа. Дворец имеет два основных входа. Порта делла Карта (бумажные ворота) – парадный вход дворца Дожей. Над воротами изображен крылатый лев Святого Марка и перед ним на коленях дож Франческо Фоскари. Бумажными ворота назывались из-за традиции вывешивать на них объявления. Порта дель Фрументо (пшеничные ворота) — выходят на набережную.

Вдоль галереи и внутри дворца часто встречаются «пасти львов» («бокка ди леоне») – скульптурные головы львов со щелью в горле, куда опускались послания и тайные доносы. Заслуживают внимания парадная мраморная лестница Гигантов, дворик Сенаторов, зал Скарлатти (Пурпурный), золотая лестница 1538 г., личные апартаменты дожей: зал Щита, зал Гримани, зал Эриццо, зал Приули, зал Философов и парадные залы.  Парадных залов всего девять: зал Большого совета, зал Скарлатти, зал Сената, зал Карт, зал Четырех зерей, зал Коллегии, зал Совета десяти, зал Законов и зал Управления уговными делами. В зале Совета десяти заседал трибунал, который вел следствия, касающиеся политических преступлений против государства. Трибунал возглавлял дож, в его состав входили десять членов Большого совета и шесть советников. В центре потолка помещалась картина Веронезе «Зевс поражает молнией пороки», увезенная в 1797 г. Наполеоном в Париж и до сих пор хранящаяся в Лувре. В настоящее время на ее месте висит копия. Над этим залом находились камеры одной из так называемых Старых тюрем – «Пьомби» (свинцовые).  Кроме того, во Дворце дожей имеется и вторая часть Старых тюрем – «Поцци», находящаяся на уровне воды Дворцового канала. Обычно в Старых тюрьмах сидели самые опасные государственные преступники. Там содержались Джакомо Казанова (единственный узник, сумевший бежать из Старой тюрьмы) и Джордано Бруно.

Из расположенных рядом с Советом десяти зала Законов и зала Управления уголовных дел можно попасть в коридор, который проходит по мосту Вздохов. Этот мост через Дворцовый канал был спроектирован в 1602 г. скульптором Антонио Континой. Через его зарешеченные окна осужденные на смерть в последний раз видели небо. Мост ведет в Новую тюрьму «Карчери», спроектированную архитектором Антонио да Понте.Эта тюрьма Карчери окутана легендами и тайнами, не менее ужасными, чем свинцы. В одной из ее камер добровольно провел ночь Байрон в надежде пережить то, что чувствовали узники Карчери.

Все три тюрьмы, Пьомби, Поцци и Карчери считались абсолютно надежными и не дававшими ни единого шанса на спасение. Но все же за всю их историю нашелся один узник, совершивший дерзкий, почти фантастический побег. Это был Джакомо Казанова. Его схватили 26 июля 1755 г. по доносу и обвинению в ереси, общении с духами и разврате. Чтобы арестовать Казанову Инквизиция прислала сорок солдат во главе с начальником стражи. Великого авантюриста поместили в тюрьму Пьомби, где он протомился больше года, вынашивая план побега. Сначала он проделал дыру в полу своей камеры, который одновременно являлся потолком зала делла Буссола. Но перед побегом его перевели в другую камеру, и план пришлось срочно менять. Джакомо Казанова, заручившись помощью заключенного отца Бальби, проделал дыру на крышу дворца, через слуховое окно пробрался в одно из дворцовых помещений и затем, минуя стражу, выбрался на свободу. Накануне Казанова решил воспользоваться оракулом, в качестве которого избрал свою любимую поэму «Неистовый Роланд». С помощью каббалы он вычислил нужную строку, которая и подсказала ему дату побега. Строка гласила следующее: «Меж концом октября и началом ноября». Джакомо Казанова вышел из тюрьмы тридцать первого октября при звуке полночного колокола.