EUR 31.80 | USD 28.20 20 февраля 2019

Музеи Ватикана являются одной из самых интересных достопримечательностей Рима. Они разделяют с Капитолийским музеем репутацию старейшего музея Италии. Музеи Ватикана хранят 5-вековую историю существования, и является богатейшей сокровищницей произведений изобразительного искусства.

История Музеев Ватикана восходит к началу 16 века, когда папа Юлий II принял решение об размещении знаменитой статуи «Лаокоон и его сыновья» в Ватикане. Это было только начало длинного ряда подобных предприятий, которые в конечном итоге привели к формированию одного из самых известных и посещаемых музеев в мире. Формирование коллекции было продолжено папой Климентом XVI, папой Пием VI и папой Григорием XVI, а также и другими папами. Каждый новый папа пополнял коллекцию, папа - пуританин, далекий от приумножения коллекции был редким явлением, как, например, суровый Адриан VI. Его так шокировал языческий дух ренессансного искусства, что он пригрозил побелить Сикстинскую капеллу, а «Лаокоона» выбросить в Тибр.

Скульптура «Лаокоон и его сыновья» потрясает своей пластичностью и реализмом. Она  изображает смертельную борьбу Лаокоона и его сыновей со змеем. Лаокоон прославился тем, что пытался предостеречь своих соотечественников-троянцев от деревянного коня Одиссея. За это он навлек на себя немилость Афины, а Аполлон наслал на него смертоносную змею, которая погубила и Лаокоона, и обоих его сыновей. Правду сказать, тем не менее, это мраморная копия работы Агесандра Родосского и его сыновей Полидора и Афинодора второй половины I века до н. э. с бронзового оригинала. Оригинал был выполнен в бронзе в 200 году до н. э. в Пергаме и не сохранился. Римская копия найдена 14 января 1506 года Фелисом де Фредисом в виноградниках Эсквилина, под землёй на месте Золотого дома Нерона. Папа Юлий II, узнав о находке, сразу же послал за ней архитектора Джулиано да Сангалло и скульптора Микеланджело Буонарроти. Сангало подтвердил достоверность работы со словами: «Это Лаокоон, которого упоминает Плиний». Уже в марте 1506 года скульптурную группу передали папе, который установил её в ватиканском Бельведере.

Музеи Ватикана огромны. 1400 залов и 20 двориков-музеев Ватикана хранят более 60 000 произведений искусства. Среди них творения древних мастеров, работы Джованни Беллини, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Боттичелли, скульптуры Бернини. Чего здесь только нет – огромные статуи фараонов и расписные кувшины древних этрусков, таинственные мумии и красивейшие фрески Микеланджело, Палаты Рафаэля и прекрасные древнегреческие и древнеримские статуи. 

Сразу на входе Вас подхватывает огромная человеческая река и не спеша несёт через все залы. Так как залов много, и переходы довольно запутаны, то если не следить — минут через 5 теряешь ориентацию в пространстве.

Музеи Ватикана находятся в исторических залах Бельведерского, Папского и Латеранского дворцов, в библиотеке Ватикана и Сикстинской капелле. Среди представленных экспонатов наиболее известными являются пинакотека Ватикана, Музей Пия-Климента и Кьярамонти, Станцы Рафаэля, а так же Апартаменты Борджиа.

Апартаменты Борджиа (все 5 залов) покрыты фресками Pinturicchio Умбрии и его учеников. Великолепие потолка и стен в картинах не имеют себе равных.

Говоря о картинной галерее (пинакотека Ватикана), ее коллекция включает в себя картины с 11 до 19 века. Здесь можно полюбоваться произведениями Рафаэля, Перуджино, Леонардо да Винчи, Джотто, Караваджо и Филиппо Липпи.

Музеи Ватикана это не только экспонаты и стены. Обратите внимание на потрясающие росписи потолков.  В Круглом зале (Rotonda) – купол, как в Пантеоне, а в Галерее географических карт – роскошный потолок в виде множества картин в золотых рамах и, конечно, древние карты. Любопытно, как рисовали мир стародавние картографы: все горы и леса будто выпуклые, а моря – такие синие, что кажутся бесконечно глубокими. Здесь можно познакомиться с географическими картами ватиканских владений в Европе и некоторых других важных регионов в эпоху папы Григория XIII.

В знаменитых Станцах Рафаэля, в первой же комнате обязательно поднимите голову и посмотрите на потолок – настоящий 3D: на совершенно плоской поверхности изображены залы и коридоры так, как будто вместо потолка там действительно огромное пространство!

Станцы Рафаэля — четыре небольших помещения в папском дворце Ватикана, которые папа Юлий II избрал для своих апартаментов. По совету Браманте он поручил сделать росписи стен молодому Рафаэлю, которому тогда только-только исполнилось 25 лет.

Станца Константина. Здесь проводились официальные церемонии. Украшающие её фрески, созданные учениками Рафаэля уже после его смерти, посвящены римскому императору Константину, сделавшему в III веке нашей эры христианство официальной религией. Станца Элиодора. Это помещение использовалось для частных приёмов папы. Тематика росписей — покровительство Бога, оказываемое католической церкви. Станца Сеньятура. Эта комната была рабочим кабинетом папы. Тема её росписи — духовное развитие человека. Станца Пожара в Борго. Здесь собиралась верховная судебная инстанция Святого Престола. Центральная фреска — «Пожар в Борго» — повествует о пожаре 847 года в районе Борго, примыкающему к Папскому дворцу. В глубине фрески — собор Святого Петра со старым фасадом.

Сикстинская капелла. Здесь, начиная с XV века, проходят конклавы — собрания кардиналов, созываемые после смерти понтифика для избрания нового папы. Ее стены опоясывают два цикла: история Моисея и история Христа. Алтарную стену и потолок расписывал Микеланджело. На роспись одного потолка у Микеланджело ушло 5 лет. Существует легенда, что всё это время он работал лёжа, это не так — писать ему приходилось стоя, но запрокинув голову назад.