Флоренция была основана Юлием Цезарем в 59 г. до н.э. как поселение для его солдат-ветеранов. Название Florentia означает «цветущий». Флоренция всегда очень яркая и жизнерадостная. Жители ее приветливы и гостеприимны. Как сказал великий Данте, Флоренция наполнена  «любовью, что движет солнце и светила». Это настоящий город-музей на реке Арно, один из самых знаменитых и древних культурных центров в Европе, часто называемый родиной итальянского Ренессанса или «Афинами Италии». Город гениев и великих. В каждом доме, на каждой улице города живет история.
Наше знакомство с Флоренцией мы начнем с прекрасной базилики Санте-Кроче.  Здесь нашли последний  приют триста знаменитых флорентинцев: Галилео Галилей, Макиавелли, Микеланджело, Россини, Маркони, Ферми…  и пустой саркофаг Данте.      Флоренция, в свое время так упорно отказывавшая принять живого поэта, до сих пор настойчиво добивается возвращения праха Данте (поэт похоронен в Равенне). Над  саркофагом в Санте Кроче возвышается фигура поэта. Справа от надгробия скульптура убитой горем красавицы Флоренции, в ее руке лавровый венок, который так и не увенчал главу поэта в родном городе,  а слева – прекрасная муза, и кажется, будто это сама Беатриче сошла с небес на землю.  А на саркофаге короткая надпись: «Уважайте великого поэта». В знак раскаяния и величайшего народного почитания   перед базиликой воздвигнут памятник  сыну   Италии, снискавшему стране небывалую поэтическую славу. Данте предстает перед нами в образе античного героя,  в мантии патриция, лавровый венок  венчает его гордую главу. У ног поэта – орел, символ императорской власти, а у основания постамента замерли львы. Мы отправимся улочками великого Данте к знаменитой Соборной площади.

Главное украшение Соборной площади - ярко-рыжий купол Брунеллески, похожий на гигантский бутон тюльпана, венчающий собор Санта-Мария дель Фьоре. Собор Санта Мария дель Фьоре, Дуомо (Duomo) - главная церковь Флоренции. Этот  храм был заложен в день рождества Богородицы 8 сентября 1296 г. Арнольфо ди Камбио и строился шесть веков. В 1436 году Папа Евгений IV освятил Собор. Одна из особенностей купола,  возведенного  знаменитым архитектором Филиппо Брунеллески, состоит в том, что впервые в истории при постройке столь громадного объекта не возводились леса. Под куполом прекрасные своей ужасностью фрески страшного суда. Взойдя на 463 ступени их можно увидеть. Но они того стоят!

Ныне существующий фасад собора появился только в 1887 году. Из ажурной центральной арки, окруженной фигурами апостолов, на нас кротко смотрит Дева Мария, на ее коленях - младенец Иисус, а в левой руке сверкает белизной лилия.

Полумрак Дуомо, освещенный лишь тремя огромными подсвечниками в виде раскидистых кустов, ветви которых густо покрыты трепещущими огоньками свечей. Три широких нефа сходятся под куполом, а впереди  сияет алтарь.

У выхода обратите внимание на необычные часы: их стрелки двигаются в обратном направлении. Эти старинные часы показывают время не до полуночи, а до рассвета.
Через Соборную площадь перед Вами предстанут прекрасные восточные ворота Баптистерия Сан-Джованни, названные Микеланджело «Вратами Рая»; они украшены позолоченными пластинами, на которых изображены сцены из Библии. В Баптистерии Сан-Джованни много веков назад крестили будущего великого поэта Италии – Данте  Алигьери. Всей страстью своей души Данте любил родной город, но был с ним разлучен. С юности поэт  входил партию  белых гвельфов, вел непримиримую борьбу против Папы Бонифация Восьмого, желавшего подчинить себе Флоренцию – город-республику. В этой долгой борьбе победили сторонники Папы, и  Данте  был приговорен к смертной казни. Находясь в это время в Риме, он, к счастью, избежал трагической участи, но уже навсегда был разлучен со своей любимой Флоренцией.
В последние годы жизни Данте так хотелось верить, что его поэтическая слава  распахнет перед ним, изгнанником, ворота родного города. И когда он получил приглашение от старинного университета Болоньи, где  некогда учился, короноваться поэтическим венком, Данте отказался от этой почетной церемонии, надеясь, что придет подобное приглашение из Флоренции, и в церкви Сан-Джованни, где он был крещен, «украсят его седые волосы венком». Увы, от него хотели публичного унижения и покаяния. Данте должен был во время всенародного праздника пройти от церкви Санта-Кроче до Сан-Джованни со свечой и, встав на колени, просить прощение у народа. Гордый флорентинец  Данте вновь предпочел изгнание.

«Божественная комедия» Данте принесла поэту мировую славу. В этом произведении он хотел представить двустороннее вúдение общественно-политического устройства. С одной стороны, как божественно предустановленного, а с другой – как достигшего невиданного разложения в современном ему обществе («нынешний мир сбился с пути» – Чистилище, ХVI, 82). Основной темой Божественной Комедии можно назвать справедливость в этой жизни и в загробной, а также средства к ее восстановлению, отданные, по промыслу Божьему, в руки самого человека. Споры о поэме Данте продолжались во все времена и не прекращены и поныне: от полного неприятия ее (Вольтер, Беттинелли, считавший поэму "неправдоподобным научным трактатом", написанным варварским языком) до критического переосмысления или даже отнесения ее к роду священных книг, смысл которой не может быть до конца понят смертным человеком.

Пьяцца делла Синьория, Piazza della Signoria - центральная площадь Флоренции, во все времена, служившая политическим центром города. Здесь располагаются дворец Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio), Лоджия Ланци, Галерея Уффици. Палаццо Веккьо (Старый дворец) - правительственное здание, постройки 1298-1299 гг. Дворец имел много названий, но после того, как герцог Тосканский Козимо I в 1565 году перенес свою резиденцию из этого здания в новое место, за дворцом закрепилось название Vecchio (старый). В настоящее время во дворце размещается Городской Совет и музей.

Вы увидите знаменитый фонтан Нептуна (1565-75),  прекрасное творение знаменитого скульптора Бартоломео Амманати и прекрасную статую гениального итальянского скульптора, ювелира, живописца, воина и музыканта эпохи Ренессанса Бенвенуто Челлини «Персей с головой медузы» (1545 - 1554).
Здесь же находится и знаменитая  Галерея Уффици, - один из самых старых и знаменитых музеев в Европе. Здание дворца, где размещается галерея, должно было совместить под одной крышей все службы города,  отсюда и название uffizi (службы). Основу ее собрания составила семейная коллекция Медичи. Она включает множество шедевров таких итальянских мастеров, как Джотто, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Уччелло, фра Филиппо Липпи, Чимабуэ, Пьеро делла Франческа и др. Здесь также немало образцов античного, французского, испанского, немецкого, голландского и фламандского искусства.

Через арочный проход южного фасада Галереи Уффици мы выйдем на набережную реки Арно. Отсюда пара шагов до очередной достопримечательности Флоренции – моста Понте Веккьо. Понте Веккьо - один из символов Флоренции. Он был построен в 1345 году на месте прежнего, древнеримского, снесенного наводнением 1333 года. Первые торговые  лавки появились здесь еще в 13 веке. Первоначально торговали мясом и рыбой. Но великому герцогу Фердинанду I, сыну Козимо I не понравились амбре от грязи и гнили, и он своим  приказом в 1593 году запретил торговлю на мосту мясникам, рыбакам и прочим торговцам.  Запрет не коснулся только ювелиров, потомки которых и по сей день имеют магазины на мосту. Ювелиры выкладывали свой товар на столы перед лавками. Как утверждают, экономический термин ”банкротство” зародился именно здесь, на Понте Веккьо. Если торговец не мог оплатить приставу долги, то стол, на котором размещался товар (banco), разбивался (rotto) в щепки. Таким образом, действие по разбиванию стола называлось “bancorotto” (дословно разбивание стола) – вот так вот банкротили во Флоренции.

Палаццо Веккьо с Палаццо Питти, расположенном на другой стороне реки Арно соединяет крытая галерея  - Коридор Вазари. Коридор Вазари был построен в течение пяти месяцев в 1565 году по желанию великого герцога Тосканы Козимо I. Архитектором сооружения выступил Джорджо Вазари – итальянский живописец, архитектор и писатель. Длина Коридора Вазари составляет приблизительно километр и на всем своем протяжении стены Коридора увешаны картинами знаменитых живописцев, таких как Рубенс, Каррачи, Делакруа, Коро и др. Эта коллекция, созданная Кардиналом Леопольдом Медичи в 17 веке, и содержащая свыше 1000 произведений, является,  увы, недоступной большинству туристов. Попасть в Коридор Вазари можно только по предварительной записи.

В свободное время загляните в Церковь Санта-Мария Новелла. Она того стоит! Это главная церковь Флоренции, принадлежащая ордену Доминиканцев. Церковь спроектировали два доминиканских монаха. Строительство началось 1246 году, закончилось  в 1360 году.  Внутри церкви потрясающие фрески. Обратите внимание на фреску «Святая Троица». Она написана Мазаччо, знаменитым итальянским живописцем. На фреске изображён Бог-отец возвышающийся над распятием, возле которого четыре фигуры  – Марии и Иоанна Крестителя, и под ними – заказчики фрески, сложившие руки в молитве. Принято считать, что Мазаччо, при создании этой работы впервые в истории применил  математические пропорции. «Святая Троица» считается одним из самых главных произведений, повлиявших на развитие европейской живописи. Капелла Строцци тоже заслуживает пристального внимания. Стены Капеллы расписаны итальянским художником Филиппо Липпи (1457 – 1504). Фрески, изображающие деяния апостолов Иоанна и Филиппа, были заказаны банкиром Филиппо Строцци, который умер, так и не дождавшись окончания работ. Вспомните «Декамерона» Джованни Боккаччо. В первой новелле, где пишется о том, что девушки решают покинуть город, охваченный чумой, действие происходит именно в Капелле Филиппо Строцци.

ЭКСКУРСИОННЫЕ ТУРЫ, МАРШРУТЫ КОТОРЫХ ВКЛЮЧАЮТ ЭТОТ ГОРОД: