EUR 31.80 | USD 28.20 18 февраля 2019

Рим насчитывает в своей истории почти 3000 лет. И не смотря на столь почтенный возраст «Вечный город» по-прежнему прекрасен! По количеству достопримечательностей он по праву один из лидеров среди европейских годов.

В этой экскурсии мы продолжим наше знакомств с городом с такой известной и любимой туристами (но не римлянами) достопримечательности как Витториано, или Алтарь Отечества. Он находится на площади Венеции.Это монумент в честь объединителя Италии Виктора Эммануила II. Внутри – музей и могила неизвестного солдата.

Автором проекта выступил Джузеппе Саккони, которому, по-видимому, не давали покоя древние руины Рима, возведенные в ампирном стиле. Именно по этой причине будущий памятник, по мнению Саккони, должен был «не сильно выделяться» и привлекать к себе внимание роскошными колоннами, скульптурами и различными ансамблями, характерными для зданий, которые были построены еще до нашей эры. Для строительства этого сооружения архитектор и строители, так горячо ратовавшие в своих речах за сохранность  памятников истории и архитектуры Рима, без малейших колебаний и сомнений… снесли целый городской квартал. Квартал, выстроенный еще в Средние века и состоявший из различных дворцов и роскошных домов, построенных в стиле ренессанса.

Монумент строили очень долго. Первый раз огромное сооружение, в котором переплелись история и «современный» взгляд архитектора, было открыто в 1911 году. Его размеры были поистине огромны: 135 Х 130 метров. Затем, в 1927-м, к нему присоединили памятник Неизвестному Солдату, павшему в Первую мировую войну. После этого строению добавили бронзовых деталей, и торжественно открыли еще раз — в 1935-м.  День Объединения Италии – величайший праздник, поэтому к этой годовщине над новой достопримечательностью столицы был водружен памятник Виктору Эммануилу II. С ним тоже связана отдельная, пусть и небольшая, история. Для его создания скульпторы заглянули в Замок Святого Ангела. Из замка без особых церемоний изъяли пушки и переплавили их в статую великого Виктора Эммануила II.

К огромному Алтарю Отечества римляне так и не привыкли, и называют его и «Вставной челюстью», и «Пишущей машинкой», и «Чернильницей». Их можно понять. Сооружение хоть и красиво, но слишком пафосное и тяжеловесное. Нелепое одним словом.

Пройдем к упомянутому выше замку Святого Ангела. Замок  был заложен при императоре Адриане в 135 г. как будущий мавзолей для императорской семьи. Адриану не удалось дожить до конца стройки, и завершил строительство в 139 г. уже его преемник, - Антонин Пий. Мавзолей  построен по подобию этрусских тумулусов и украшен на  крыше скульптурной группой — императора, управляющего квадригой. В мавзолее были установлены погребальные урны императоров, начиная с Адриана и кончая Септимием Севером. Затем это гигантское сооружение было включено в построенные при Аврелиане стены, окружающие город, и стало использоваться в военных и стратегических целях.

Несколько слов о возникновении названия замка Святого Ангела. Согласно легенде, в 590 г., во время эпидемии чумы, папа Григорий Великий увидел на вершине крепости архангела Михаила, который вложил меч в ножны, что означало конец бедствия, — отсюда и произошло название замок св. Ангела. В средние века замок  служил убежищем для пап. Папа Климент VII в 1527 г. укрылся в замке, когда войска императора Карла V вторглись в Рим.

Далее мы увидим такую знаковую достопримечательность «Вечного города» как Пантеон. Пантеон - (греч.)  - «Храм всех Богов» является единственным античным архитектурным творением, дошедшим до нас из глубины веков практически не разрушенным.

Пантеон был построен в 27 г до н.э. императором Марком Агриппой, но 2 века спустя он сгорел. Здание было полностью перестроено во 2 веке нашей эры императором Адрианом, задумавшим создать такой Храм, в котором человек бы чувствовал себя в самом центре вселенной. И императору Адриану  это удалось. Пантеон поражает свой монументальной величественностью - шестнадцать 12-метровых колонн,  взятых от предыдущей постройки Агриппы,  бронзовые двери по 20 тонн каждая, огромный круглый зал, грандиозный полусферический купол высотой 43,5 метра, в центре которого зияет отверстие диаметром 9 метров.  

В храме нет окон, поэтому дневной свет сюда попадает только через «око», что создает эффект  того, что свет снисходит в Храм с самых небес. Говорят в полдень, можно наблюдать совершенно мистическую картину, из отверстия внутрь проникает столб ровного дневного света. Отверстие совершено открыто - и не защищает от природных явлений, будь то дождь или снег....

Это первое в истории архитектуры перекрытие таких размеров, сооруженное без подпорок. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, избранный консулом в третий раз, воздвиг это».

Поскольку никто до конца не понимал, как возводить крышу над столь огромной конструкцией, изнутри здание заполнялось землей, к которой император повелел примешивать золотые монеты. Землей заполнили все пространство внутри храма, и плюс еще с горкой, на которую укладывался бетон будущего купола. Когда работы были закончены, Адриан объявил, что каждый нашедший монету может забрать ее себе - и в скорости внутри храма было пусто и чисто. Впрочем, легенду эту могли пустить в оборот архитекторы Ренессанса, проводившие недели напролет за измерениями в надежде постигнуть секрет купола.

Пантеон стал музеем и усыпальницей известных деятелей Италии. Здесь похоронены король Виктор Эммануил II и его сын король Умберто I, первая королева Италии Маргарита. Слева от входа — могила Рафаэля, всемирно известного итальянского художника, умершего в 1520 г. в возрасте тридцати семи лет.

Напротив центрального входа  Пантеона обратите внимание на икону в серебряном окладе... Это икона Божьей Матери с Младенцем, написанная по преданию самим Лукой  - Евангелистом.

В центре площади Ротонды - фонтан работы Джакомо делла Порта 1575 года с египетским обелиском. Этот фонтан, состоит из больших масок, дельфинов и герба. Выражение масок с каждой стороны разное. Обелиск перевез в Рим Домициан для того, чтобы украсить храм Исиды. Перед Пантеоном обелиск появился в 1711 году по указу папы Клемента XI.

Вы увидите самую известную площадь Рима, выполненную в стиле барокко, – Площадь Навона. В античные времена на этом месте располагался древнеримский стадион, руины которого частично сохранились под церковью Сант Аньезе ин Агоне. В средние века вплоть до 1869 года на Площади Навона находился городской рынок.

Главной достопримечательностью Площади Навона является Фонтан Четырех Рек, работы Лоренцо Бернини. В центре скульптурной композиции, символизирующей четыре великих реки (Ганг, Дунай, Рио делла Плата и Нил), расположен скалистый риф, из которого стремится ввысь египетский обелиск. За фонтаном находится церковь, построенная в честь мученицы Агнессы - Сант-Аньезе-ин-Агоне. Согласно легенде, у Агнессы, выставленной нагой на посмеяние язычникам, на глазах у всех произошло чудо – мгновенно отросли длинные волосы и скрыли ее наготу от насмешников. Девушку закололи кинжалом, а голова ее и сейчас хранится в крипте церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне.

Кроме того, в южной и северной стороне Площади Навона расположены еще два замечательных фонтана: Фонтан Мавра и Фонтан Нептуна.

Народная площадь (Пьяцца дель Пополо) это большая площадь овальной формы. За свою историю она неоднократно перестраивалась.  В 1589 году папа Сикст V разместил в центре площади египетский обелиск. Его вывезли из  храма солнца в Гелиополе в 10 г. н.э. по приказу римского императора Августа и установили  в Большом цирке в честь завоевания Египта. В 1815 по 1816 год Джузеппе Валадье переработал площадь, добавив Египетские статуи льва и стены вокруг площади, придав ей текущую овальную форму. Он также добавил, центральный фонтан и четыре египетских льва вокруг обелиска.

Вы увидите самый знаменитый римский фонтан - Фонтан  Треви. Он был построен в стиле барокко по эскизам Лоренцо Бернини в 1762 году, Это, пожалуй, самый известный фонтан в Риме, а его вода считается также и самой чистой: она до сих пор  поступает в фонтан из  источника Аква Верджине,  дорогу к которому еще в I веке до н.э. римским воинам  показала молодая девушка.

Фонтан Треви одновременно является частью фасада палаццо Поли, что придает ему особое величие. Мраморная скульптурная композиция особенно красива ночью, когда мягкий, струящийся из воды свет подчеркивает  великолепие гротов,  мифических существ и  самого Нептуна, уносимого крылатыми  скакунами в морские глубины. По распространенному поверью, чтобы вернуться в Рим, обязательно следует бросить в фонтан монетку. Да не просто так а, стоя к нему спиной и правой рукой через левое плечо. О том, насколько фонтан Треви популярен среди туристов говорит уже тот факт, что общая сумма монет, которые  ежегодно вылавливают отсюда коммунальные службы, достигает порой  700 тысяч евро.

Испанская лестница признана самой красивой лестницей в Европе. Построенная в стиле барокко она впечатляет своими размерами и архитектурой. Одно из самых знаменитых и любимых мест для встреч в Риме. Испанская лестница сто лет была яблоком раздора между  испанцами и французами в Риме. Проблема заключалась в том, что испанцы доминировали над Пьяцца ди Спанья своим дворцом — Палаццо ди Спанья. У французов же была лишь их церковь — Сантиссима Тринита деи Монти, которая занимала холм Пинчо. Французский дипломат Этьен Геффье посчитал, что необходимо связать эти две точки лестницей, и в своём завещании оставил 20 тысяч скудо на выполнение этого колоссального проекта. Услышав о завещании Геффье, в дело вмешался кардинал Мазарини, который потребовал водрузить на вершине лестницы конную статую короля Людовика XIV. Римский папа оскорбился, и проект Испанской лестницы был положен под сукно до самой смерти французсского короля в 1714 г.

В 1717 г. вернулись  к проекту строительства лестницы, и даже организовали конкурс. Но поскольку и испанская и французская диаспоры не могли прийти к консенсусу, ни один из предложенных проектов лестницы не был реализован вплоть до 1723 года, пока в процесс принятия решения не вмешался Папа. Он отдал подряд на строительство церкви малоизвестному архитектору Франческо де Санктису. Строительные работы продолжались с 1723 по 1725 гг. От статуи короля над Вечным городом отказались, а в скульптурном убранстве лестницы геральдические лилии династии Бурбонов тактично совместили с символами папской власти (орёл и корона).

Чтобы подняться по Испанской лестнице, нужно преодолеть определенные трудности, так как ее 138 ступеней имеют вогнутую форму, становятся то уже, то шире, ширина пролетов также меняется.

Испанскую лестницу запечатлел в популярном фильме «Римские каникулы» режиссер Уильям Уайлер.

У подножья лестницы находится Фонтан Баркачча работы Петро Бернини, отца знаменитого Джанлоренцо. Говорят, что прообразом фонтана стала лодка, которую нашли прямо на этой площади после того, как воды Тибра вернулись в свое русло по окончании наводнения.

А слева от Испанской лестницы (если стоять к ней лицом) находится  знаменитая английская чайная Babington’s, открывшаяся в 1896 году и успешно сохраняющая свои традиции.