Храм Сандзюсангэндо («Храм 33 пролетов»), - основной зал и единственное сохранившееся здание небольшого буддийского храма Рэнгоин, принадлежащего секте Тэндай. Он расположен в восточной части Киото. Название этого зала пошло от цифры «33» («сандзю сан»): столько в нем пролетов между деревянными столбами, которые поддерживают строение.

Храм Сандзюсангэндо был построен в1164 г. по велению военачальника Тайра Киемори. В 1249 г. храм пострадал от пожара, и в 1266 г. по приказу императора Го-Сага был восстановлен в своем первоначальном виде. Он известен тем, что в нем хранится 1001 статуя богини Каннон. Скульптуры изготавливали знаменитые мастера Танкэй, Коэн и их ученики. Техника изготовления скульптур называется Есэги-Зукури, они изготавливались не из одного деревянного блока а нескольких. Скульптуры работали над различными блоками, потом они составлялись в единую скульптуру, полировались покрывались лаком и золотой фольгой. Более ста лет потребовалось, чтобы завершить этот грандиозный труд.

В Японии Каннон почитается как богиня милосердия, спасающая от всех бед, кораблекрушений и разбойников, от смут, от различных наказаний и пагубных пристрастий, от ненависти и глупости. Каннон имела 33 ипостаси. У Каннон по легенде не только тысяча рук, но и одиннадцать голов, они помогают ей лучше увидеть страдания людей, а руки дают возможность бороться с этими страданиями. У каждой статуи при этом всего 42 руки. Это объясняется тем, что, убрав две обычные руки и умножив оставшиеся на 25 граней бытия, можно получить ту самую тысячу.

Длина храмового зала составляет 118 м, ширина - 18 м, что делает его самым длинным деревянным строением в Японии. В центре главного зала, на пьедестале в виде цветка лотоса находится большая деревянная статуя тысячерукой Каннон (Сендзю Каннон), у которой по глазу на каждой ладони. По обеим сторонам от нее находятся 500 статуй Каннон в человеческий рост, выстроенные в десять рядов. Статуи размещены на ступенчатом возвышении. Их ровные ряды теряются в глубине зала. Вместе они производят неизгладимое впечатление. На первый взгляд они все кажутся одинаковыми: те же статичные позы, та же загадочная, еле проступающая на устах полуулыбка. Говорят, что, вглядываясь в лики, каждый может найти среди них лицо близкого ему человека.

В храме вдоль коридора размещены еще 30 скульптур. Две из них - бог грома Райдзин и бог ветра Фудзин с мешком на плечах, - олицетворяют силы природы. Между ними располагаются: Дайбэнкукоку-тэн, Конпира, Киннара, Тохо-тэн, Бирубакушя, Кагура, Басу-сэннин, Ашура, Магора, Сандзи-тайсе и два дэва Конго,  - боги и духи, которые заботятся о Канон, а также защищают верующих от всяких напастей. Все изображения очень выразительны и реалистичны. Все скульптуры изготовлены из дерева и раскрашены. На южной стороне храма располагаются ворота, подаренные Тоетоми Хидэеси в 1590 г. На восточной стороне размещены ярко красные ворота в архитектурном стиле периода Камакура, построенные уже в наши дни.

Храм снаружи опоясан открытой верандой, на которой в 1606 г. провели первое состязание по стрельбе из лука на дальнее расстояние - тосия. Обычно лучники собирались у южного края веранды и посылали стрелы в мишень, стоявшую на расстоянии более 100 м у ее северной кромки. Стрелять из лука здесь было очень трудно, справа полету стрелы мешали колонны храма, сверху - низкая крыша, снизу - дощатый пол веранды. Для того, чтобы стрела, не задела ни одной из частей здания, ее нужно было выпустить с очень большой силой и в узком углу. Хроники сохранили имя абсолютного рекордсмена тосия: в 1686 г. 22-летний самурай Баса Дайхатиро выстрелил по мишени 13053 раза, причем 8133 стрелы попали в цель. В наши дни эти соревнования можно наблюдать каждый год 15 января. Девушки наряженные в кимоно и хакама, в день совершеннолетия должны поразить цель диаметром в 100 см с расстояния 60 м. В январе каждого года в храме проводится «Ивовое заклинание», во время которого верующие приходят для того, чтобы священник коснулся их головы ветвью священной ивы. Считается, что такое прикосновение исцеляет головные боли и предохраняет от них.

И храм, и размещенные в нем скульптуры являются национальным культурным достоянием Японии. Посещение храма Сандзюсангэндо включено нашей компанией Инкомартур 93 в этот экскурсионный тур в Японию и тур в Киото.

!>