Мариацкий костел известный как Церковь Успения Святой Девы Марии считается одной из главных достопримечательностей Кракова. Он расположен на Рыночной площади, в старой части города. Мариацкий костел известен прежде всего мелодией «хейнал», которая четыре раза в день звучит с самой высокой башни. Она состоит из пяти нот. Согласно легенде, именно столько успел наиграть сторожевой Кракова, который первым увидел татар и успел разбудить жителей города, прежде чем его настигла вражеская стрела. Сначала хейнал играется на Вавельскую сторону для короля  (южная сторона), затем в сторону ратуши – для городских властей (на запад), затем в сторону городских ворот для стражников и, в завершении в сторону пожарной охраны. Подкараулить трубача удобнее всего во дворике за Мариацким костелом. Для того чтобы увидеть горниста, надо стоять сбоку костела, обойдя его с правой стороны. Именно оттуда можно увидеть окошко, которое открывается, чтобы из него вылились звуки хейнала. На эту сторону трубач играет в последний раз, а затем он машет рукой туристам, что является хорошей приметой.

Мариацкий костел был построен в конце ХIV в. Первый костел, построенный на этом месте был деревянным, в 1221-1222 гг. он был перестроен в камне в романском стиле, но был разрушен  монголо-татарами в 1241 г. Позднее его фундамент был частично использован, когда в 1290 г. началось строительство костела в готическом стиле. В архитектурном плане он  представляет собой прекрасное трехнефное здание, увенчанное двумя башнями,  восьмиугольным пресвитером и 6-ю часовнями. Шпиль самой  высокой из башен 80 м. Костел отличается своим пышным убранством и роскошью. В его внутреннем интерьере органично соединились три стиля  барокко, готика и ренессанс.

Главной достопримечательностью собора является деревянный алтарь Вита Ствоша, который считается самым большим готическим алтарем на территории Европы. Алтарь сделан из дуба, а все фигуры в нем вырезаны из липы. Вит Ствош создал этот уникальный алтарь на средства купцов Кракова в 1477-1489 гг. Высота алтаря - 13 м, высота фигур - около 2,7 м. В основании алтаря можно увидеть предел с генеалогическим деревом Иисуса Христа и Его Матери Марии. Когда врата открыты, можно  видеть росписи, изображающие картины, связанные с историей Девы Марии. Закрытые врата показывают посетителям сцены страданий Марии. Во время Второй Мировой войны алтарь был вывезен в Германию, а после ее окончания найден в 1946г., отреставрирован и возвращен в Краков.

К другим интересным достопримечательностям костела относится Распятие Христа справа от входа, творение Вита Ствоша.  Возле бокового входа можно увидеть кандалы, прикованные сбоку от входных дверей, это «обруч грешников» (Kuna). В них заковывали преступников.

!>