Резиденция архиепископа в Вюрцбурге ‒ выдающийся образец барочного дворца уникальной стилистической чистоты и одновременно самая необычная постройка в стиле барокко на территории Германии. Резиденция была построена в 1740-1770 годах, а в 1765-1780 годах вокруг нее был разбит роскошный парк. На сегодняшний день она считается одним из самых значительных дворцовых ансамблей в стиле барокко и была признана ЮНЕСКО памятником мирового культурного наследия человечества.

В решающие периоды истории Вюрцбурга им правили два архиепископа из рода Шёнборнов, помимо честолюбия отличавшиеся еще и любовью к искусству. Йоханн Филипп Франц фон Шёнборн в 1719 г. приступил к планированию большого проекта в стиле барокко, а Фридрих Карл фон Шёнборн энергично способствовал завершению в 1744 г. строительства, ставшего к тому времени престижным объектом для рода Шёнборнов.  Из рода Шёнборнов происходит восемь епископов и архиепископов, двое из них - кардиналы, а один даже занимал п ост вице-канцлера Священной Римской империи. Шёнборны - известные покровители искусств и меценаты, заядлые строители. Одна из возведенных ими резиденций, находящаяся в Бамберге также включенная ЮНЕСКО в список Всемирного культурного наследия. 

Знаменитый дворец  был построен благодаря алчности секретаря епископа, некого Якуба фон Холаха. Тот часто запускал руку в епископскую казну, за что и поплатился огромным штрафом. Когда махинации всплыли, «стороны конфликта» договорились о внесении около 600 000 гульденов в епископскую кассу, опасаясь еще больших издержек на бесконечные тяжбы в Высшем имперском суде. Власти Вюрцбурга потратили полученные с обманщика деньги на строительство новой епископской резиденции, поручив это тогда еще малоизвестному Иоганну Балтазару Нейману. К моменту, когда Нейман получил этот заказ, ему исполнилось всего 33 года. Он пришел в архитектуру окольными путями, освоив до этого профессию мастера оружейных дел. Поэтому около его фигуры, которую можно обнаружить на фресках Тьеполо, изображена внушительных размеров пушка. Резиденция стала первым большим проектом Неймана и оказалась делом всей его жизни - главным из трех десятков дворцов, церквей, часовен...  Всего в период возведения корпусов и отделки резиденции за более чем тридцать лет при Неймане сменилось пять епископов. При одном из епископов он на несколько лет попал в немилость и был отстранен от проекта.

Сначала работами руководил Иоганн Дитценхофер, архитектор Поммерсфельдена. С 1719 году Вальтасар Нейман возглавил строительство первого этажа нового двора, а вскоре ему поручили планирование и строительство всего здания. Нейман обратился за советом к известным архитекторам того времени  Роберу де Коту и Боффранув Париже, а также побывал в Вене у Хильдебрандта, который в свою очередь прибыл в Вюрцбург в 1738г. Над резиденцией вюрцбургских князей-епископов работали именитые мастера из Парижа, Вены, Генуи, Венеции и Амстердама.

Общая композиция Вюрцбургского замка во многом обязана Версалю. Наибольший интерес в резиденции представляют интерьеры, созданные при участии великого итальянского живописца Джованни Батиста Тьеполо. Это парадная лестница, величественная трехмаршевая с расписанным плафоном и Кайзерзааль, или Императорский зал, в убранство которого введены композиции Тьеполо на темы из жизни Фридриха Барбароссы. Будучи последним наследником итальянской традиции фрески, Тьеполо сочетал ее с орнаментальными темами.

Интерьеры Вюрцбурга принадлежат к числу лучших образцов внутренних отделок европейской архитектуры XVIII века, они очень парадны и эффектны. Стиль их совмещает барокко и рококо, что вообще характерно для немецкой архитектуры первой половины XVIII века.

Плафонная фреска знаменитой на весь мир созданной по проекту архитектора Нойманна парадной лестницы, для сводов которой использовался безопорный метод, была исполнена в 1752-1753 годах венецианцем Джованни Батиста Тьеполо и изображает четыре континента. Картина величиной 18 x 30 метров считается одной из самых больших когда-либо созданных цельных фресок.  А спроектированный Нейманом свод выдержал пожар, возникший в резиденции после налетов британской авиации в 1945 году. Деревянная крыша над парадной лестницей выгорела, но ее каменный потолок остался в целости и сохранности вместе с уникальными фресками.

Для посещения во дворце открыты в общей сложности более 40 помещений, представляющих вниманию посетителей большое собрание мебели, тканых ковров, картин и других произведений искусства 18-го столетия.

Здание пострадало во время Второй Мировой войны. Чудом уцелели Парадная лестница, свод которой расписывал сам Джованни Тьеполо, Белый и Императорский залы, ряд других помещений. Послевоенная реставрация дворца продолжалась 40 лет и закончилась в 1987 году воссозданием знаменитого Зеркального кабинета, полностью утраченного во время бомбежки. В распоряжении реставраторов было множество фотографий, цветных слайдов, а также акварелей, сделанных в 1876 году придворным художником короля Людвига II, но несколько десятилетий не удавалось раскрыть секреты старинной техники.

Вокруг Дворца-резиденции был раскинут роскошный так называемый рекулярный французский барочный парк. Регулярный французский парк отличается от других геометрически правильными формами клумб.

Террасы начинаются за полукруглым партером Дворцового парка. С них открывается замечательный вид на парк и Резиденцию. На террасах проложены аллеи и есть скмеечки для отдыха. Террасы огорожены баллюстрадой с цветочными вазонами и скульптурами на темы античной мифологии.

Дворцовый парк состоит из нескольких практически самостоятельных частей, - Восточного сада и Южного сада c ландшафтной частью, а также Кухонного сада и Оранжереи. Посещение дворцово-паркового комплекса  включено нашей компанией Инкомартур 93 в этот экскурсионный тур в Германию.

!>