Замок Хоэншвангау расположен неподалеку от городка Фюссен,  в Баварии,  и практически рядом с знаменитым «лебединым замком» Нойшванштайн. Как и «лебединый замок», Хоэншвангау связан с именем последнего романтика корля-рыцаря Людвига II Баварского. Принц Максимилиан, отец Людвига купил руины замка Гогеншвангау и в 1832-1836 годах построил на этом месте свою летнюю резиденцию Хоэшвангау.

Хоэншвангау построен на руинах крепости Шванштайн (нем. Schwanstein), упоминание о которой можно найти во многих исторических хрониках еще XII века. По одной из версий, Шванштайном сначала владел немецкий княжеский род Вельфов. Затем он перешел к рыцарям рода Швангау. На гербе графов Швангау был лебедь. К роду Швангау принадлежал  и знаменитый трубадур Гильдбольд фон Швангау, живший в начале XIII в. Трубадуры слагали свои песни о платонической, куртуазной любви. Согласно легенде, из этих мест был и рыцарь Лоэнгрин, любимый образ Людвига II. Шванриттеры, последователи Лоэнгрина, совершили немало подвигов, многократно воспетых баварскими менестрелями.

Архитектор,  Доменико Квальо, отстроил замок в неоготическом стиле, с декоративными оборонительными башнями, несколькими островерхими башенками и балконами. Замок покрасили в ярко-желтый цвет, а символом замка герб рода Швангау, - лебедь. Считается, что именно Квальо заложил основы архитектурного облика баварской столицы - Мюнхена. Домнико Квальо стал в последствие одним из первых учителей Людвига II.

В Хоэншвангау прошло детство Короля королей Людвига. Замок во многом оказал влияние на всю его жизнь. Его стены украшали сцены из средневековых легенд, в том числе и сказание о лебедином рыцаре Лоэнгрине. В такой обстановке, в окружении рыцарских легенд и лебедей жил юный кронпринц Людвиг. Здесь стали пробуждаться его романтические фантазии, появились первые задумки о строительстве своих замков. Здесь же в начале июня 1886 г. остановилась группа заговорщиков, прибывшая сместить короля с трона.

Говорят, Людвиг не любил Хоэншвангау.  Вероятно, это соответствует истине. Родители довольно аскетично и жестко воспитывали мальчика. Отец не гнушался лично наказывать его розгами, а мать…. У нее никогда не было времени на сына. Будущий король рос без ласки и любви, лишь в окружении своих фантазий, сказок и вымышленных персонажей.  Впрочем, на его образовании никогда не экономили. Учителя у Людвига IIбыли на то время самые лучшие. В детские годы для него даже выписали Ганса Христиана Андерсена в качестве сказочника. Не уверенна, что это была правильная идея. Сказки у Андерсена грустные и довольно жестокие. Но, тем не менее,  именно модель этого замка он король подарил своему любимому композитору Рихарду Вагнеру. Она и сегодня хранится в музее композитора, в Байройте.

Ныне замок по-прежнему принадлежит членам Королевского дома Баварии — семье Виттельсбах. С 1913 г. он имеет статус музея и открыт для посещения.

Пройдем немного по залам замка…

Восточная комната. Покои матери Людвига II, Марии Прусской. Они оформлен в ориенталистском стиле, по мотивам путешествия в Турцию в 1832—1833 гг. Комната выглядит по-домашнему уютной. Такой ее делает накрытый скатертью круглый стол, стоящий рядом с кроватью. Рядом Комната Берты. Эта комната была рабочим кабинетом королевы. Здесь главная тема настенных росписей, выполненных в виде арочных «окон-проемов», — легенда о рождении короля Карла Великого.

Зал Лебединого рыцаря. Он назван в честь огромной картины, изображающей прибытие Лоэнгрина ко двору короля Генриха, чтобы защитить честь Эльзы, герцогини Брабантской, обвиненной во лжи. Одетый в сверкающие латы рыцарь подплывает к берегу в золотой ладье, ведомой Белым лебедем Зал относительно невелик, но кажется очень просторным благодаря небесного цвета потолку, покрытому изящной позолоченной лепниной и множеством мелких золотистых звездочек.

Зал Рыцарей и Героев, самое большое помещение замка. Этот зал проходит через все здание. Здесь очень изящно смотрятся колонны в готическом стиле, стены покрыты масштабными росписями на темы рыцарской жизни. Псредине зала длинный стол, уставленный роскошными золотыми столовыми приборами.

Зал Гогенштауфенов поначалу был в качестве гардеробной Максимилиана II, а позднее и Людвига II. Последний переделал ее  в музыкальный зал. Здесь до сих пор стоит пианино, на котором Вагнер играл для молодого короля. В этом зале состоялась их первая встреча. На стенах картины из жизни рода Гогенштауфенов.

Комната Тассо. В оформлении Комнаты Тассо, которая была спальней Максимилиана II, а затем Людвига II, главной темой стала «История Ринальдо и Армиды», рассказанная итальянцем Торкватто Тассо (XVI в.) в рыцарской поэме «Освобожденный Иерусалим». Ее содержание — события 1-го крестового похода, когда крестоносцы взяли Иерусалим. Одним их христианских воинов был прекрасный рыцарь Ринальдо, которого волшебница Армида сначала хотела убить и для этого уже усыпила, но, покоренная красотой юноши, влюбилась в него и унесла в свой заколдованный мир. О его пребывании среди прекрасных фей и рассказывают огромные, во всю стену, росписи. Отсюда, с балкона Тассо молодой Людвиг II созерцал в телескоп строительство его будущего волшебного «Лебединого замка». Первое время Нойшванштайн именовали Новым Хохеншвангау. Так как замки роднит не только близкое расположение, но и то, что именно в Хохеншвангау, где Людвига с детства окружали картины с героями легенд, он безумно полюбил мир немецких саг.

Красивыми фресками, созданными по мотивам рыцарских сказаний, разрисованы и стены Зала Вельфов, Комнаты Аутари.

Во дворе замка на смотровой площадке стоит фонтан в виде лебедя.

Более подробно о Короле королей Людвиге II можно прочитать на нашем сайте здесь:

!>