Дом-музей Эрнста Теодора Амадея Гофмана (E.T.A. Hoffmann-Haus) является одной из главных достопримечательностей Бамберга. Этот музей  находится на площади Шиллера (Schillerplatz), напротив театра, носящего его имя, в доме (1762 г.), где писатель жил в 1808 — 1813 гг. Знаменитый сказочник занимал здесь вместе со своей женой Михалиной, полькой по  происхождению, два верхних этажа с гостиной и кухней и так называемой «каморкой поэта» на мансарде. По утрам он уходил на работу в бамбергский театр, где служил капельмейстером, а по вечерам сочинял сказки. Доподлинно известно, что сюжет «Золотого горшка» он придумал именно в Бамберге, в мансарде этого дома. Сказки и новеллы Гофмана могли быть смешными и страшными, светлыми и зловещими, но волшебство в них возникало из самых обыденных вещей. В 1809 г. именно в Бамберге была напечатана первая новелла сказочника – «Кавалер Глюк». Сборник рассказов «Фантазии в манере Калло», принесший ему известность, выйдет, когда Гофман уже покинет  Бамберг, но во всех его причудливых историях незримо будет присутствовать именно этот город.

В 1927 г. здесь была оборудована комната Ундины, а в 1930 г. открыт и дом-музей Гофмана, разместившийся во всем здании. В экспозиции представлены личные вещи Гофмана, мебель и его произведения. Самое известное помещение музея, «Зеркальный кабинет», стены которого покрыты непонятными знаками, – особым шифром, применявшимся в дневнике писателя, а на зеркале при свете появляется фигура героя одной из сказок Гофмана Йоганесса Крейслера, вечного двойника писателя. Причиной того, что сказочник шифровал свои записи,  была жена Гофмана, которую он подозревал, в тайном чтении дневника. Так, например, он обычно заменял имя возлюбленной Юлии Марк на аббревиатуру «Ktchn.» под влиянием Kleists «маленькой Кэтэ изо Хайльбронна». Символ «кубок» означал умеренного винное наслаждение, в то время как полное опьянение документировалось пиктограммой «окрыленного кубка».

В бывшей жилой комнате музея устроена инсталляция «Повелитель блох» с «микроскопом мысли». Он представляет собой цилиндр в рост человека с глазками и телепатическими свойствами, который может читать тайные мысли. В музыкальной комнате можно увидеть обои с партитурой оперы Гофмана «Аврора» и рупором, который он использовал в работе.  Фортепиано 1810 г. Кристофа Ерлиха, соответствует фортепиано, изображенному Гофманом в качестве автопортрета в образе Крайслера с партитурой из «Ундины». Его игру можно прослушать через звуковую станцию.

К дому примыкает «Волшебный сад». Он вдохновлен сказкой «Золотой горшок» и любовью Гофмана к растениям и природе. В Бамберге Гофман провел, пожалуй, лучшие свои годы, несмотря на то, что здесь его сердце было разбито от несчастной любви к своей юной ученице, Юлии Марк. Юлии Марк, было тринадцать, когда сказочник стал преподавать ей  уроки музыки и пения. Через три года он сходил с ума от любви, безденежный и женатый  неудачник, с тяжелым характером и скверной репутацией. Спасаясь от насмешек любимой и жителей Бамберга, писатель спешно покинул город после ее помолвки... Юлия Марк останется в памяти жителей Бамберга только благодаря нелепой любви сказочника.

Сегодня театр, где работал. Эрнст Теодор Амадей Гофман, носит его имя, в маленькой квартирке оборудован Дом-музей Гофмана, а на площади Шиллера напротив театра ему установлен памятник. На плече Гофмана сидит его любимый литературный персонаж - кот Мурр из романа «Житейские воззрения кота Мурра».

!>