Дворец Херренкимзее - самый большой из королевских баварских замков, расположен на острове Херренинзель на острове Кимзее, самом большом озере Баварии в 60 км к востоку от Мюнхена, между городами Розенхайм и Зальцбург. В средние века здесь были построены монастыри на двух крупнейших островах озера: мужской монастырь Херренинзель («мужской остров») и женский монастырь Фрауэнинзель («женский остров»). К XIX веку монастыри опустели, и Людвиг II, искавший уединения, весной 1878 года начал строительство замка на острове.

По грандиозному замыслу Людвига этот дворец должен был стать почти точной копией дворца его кумира и тезки французкого короля Людовика XIV. Некоторые высказывания из заметок Людвига о новом дворце говорят сами за себя:  «Он должен стать, в известном смысле, Храмом Славы, в котором я желаю устраивать празднества в память Людовика XIV». Дворец Херренхимзее стал последним и самым роскошным и дорогостоящим из его замков. Красоту и  роскошь Линдерхофа здесь превзошли многократно. Строительство длилось три года, но король умер так и не дождавшись завершения строительства, хотя самые важные помещения и дворцовый парк были полностью достроены еще при нем. Многие из незавершенных частей комплекса после смерти Людвига II были снесены.

Первоначально Людвиг II планировал построить очередной дворец в долине Грасвангталь, но из-за масштабности проекта от этой идеи пришлось отказаться и заняться поисками подходящего по размерам участка. В то время как Нойшванштайн представлял собой рыцарский замок, замоку Линдерхоф отводилась роль виллы, Херренкимзее должен был стать последним королевским проектом как дань памяти французским королям Бурбонам и их резиденции Версалю. Дворец строится по проекту архитектора Георга фон Дольмана  под руководством Юлиуса Хофмана.

За время своих двух поездок в Париж в 1867 и 1874 годах, Людвиг II в деталях изучил строительный стиль «Короля-Солнце». По замыслу баварского монарха здесь, на острове Херренверт, в центре озера Кимзее, должен был возникнуть «Новый Версаль». Королю вполне удалось: замок-дворец на озере Кимзее не только сумел стать «новым Версалем», но по богатству, вкусу и изяществу с легкостью «обошел» свой французский оригинал.

Перед замком расположен величественный парк в стиле барокко, созданный по планам Карла фон Эффнера, который в точности копирует сады Версальского замка. Липовые аллеи, высаженные к востоку и западу от замка, спускаются к берегу озера, создавая тенистый терренкур. У подножья главной балюстрады разбит большой французский парк свободной планировки с цветочными клумбами, дорожками, покрытыми гравием, и яркими коврами из парковых насаждений. Среди живых изгородей, окаймляющих клумбы, возвышаются два мраморных фонтана, каждый из которых архитектор украсил фигурами Дианы и Венеры, Афродиты и Флоры. Центральный фонтан «Латона» был создан в 1883 году по мотивам одноимённого фонтана в Версале. Его основными фигурами являются сделанные из мрамора статуи античной богини Латоны и её детей: Дианы и Аполлона. Согласно «Метаморфозам» Овидия ликийские крестьяне не  дали ей и её детям напиться из озера, когда их мучила жажда. За это разгневанная богиня превратила их в лягушек, которые теперь украшают композицию.

Роскошная парадная лестница представляет собой копию знаменитой Лестницы Посланников, сооруженной в Версальском дворце для «Короля-Солнце». Ее стены облицованы цветным мрамором. В нишах «поселились» две мраморные нимфы и Богиня Диана. Промежутки между нишами заполнены прекрасными картинами. Хрустальные люстры над Лестницей Посланников – работа мастеров венской фирмы Любмейера. В вестибюле вошедшего приветствует внушительная фигура павлина работы поставщиков королевского двора Тьерри и Бройля. Царственная птица из бронзы, покрытой голубой эмалью, напоминает о династии Бурбонов, а также об особой склонности короля к миру Востока.

С лестницы просматривается анфилада нарядных покоев в стиле Людовика ХIV-го, так называемые Парадные апартаменты. Эти помещения открываются Гвардейским залом, где выставлены алебарды королевской стражи. Поражает своей роскошью парадная королевская опочивальня. Согласно этикету тех времен, эти апартаменты являлись местом утренних и  вечерних аудиенций. Господствующее место в комнате занимает роскошная кровать размером 3 на 2,6 метра. С северной стороны к парадной опочивальне примыкает Зал Совета. Роспись на потолке изображает Меркурия, дающего людям совет из олимпийской обители богов. На портьерах из голубого бархата вышиты лилии Бурбонов, что еще раз подчеркивает присутствие здесь духа Людовика ХIV.

В Херренкимзеее сть собственный Зеркальный зал, и даже больше, чем во дворце Людовика XIV. Кое в чем он даже превзошел свой французский образец. Это волшебное помещение, состоящее из анфилады 17-ти арочных окон, занимает почти всю западную часть дворца.

По версальскому образцу оформлены и два других помещения: Зал войны и Зал мира, которые украшены большими многофигурными композициями в виде аллегорий, представляющих Мир и Войну.

К большим официальным апартаментам примыкают жилые покои короля Людвига II. Отделка помещений выполнена в подражание покоям Людовика ХV в стиле рококо.

Столовая в личных покоях Людвига II, выполненная в форме большого овала, скопирована с салона в стиле рококо парижского отеля Субиз. Людвиг II велел оборудовать  столовую убирающимся обеденным столом. Стол сервировался на первом этаже и поднимался на лифте. Чуравшийся людей король мог таким образом соблюдать одиночество во время трапезы и не прибегать к помощи слуг.

Винтовая лестница из королевской опочивальни ведет на первый этаж, в комнату для одевания и купальню. На стенах комнаты для одевания живописные изображения купания Дианы, Венеры и Нептуна. В самой же купальне вокруг глубокого овального бассейна на стенах «резвится» Венера со своей веселой свитой. Абсолютно не готовый принять мир реальных людей, этот король-романтик прекрасно уживался с окружающими его образами из греческой и римской мифологии. Всю жизнь они были его единственными друзьями, которых он мог не опасаться.

К сожалению, история его короткой жизни показала, что страхи Людвига II относительно живых людей были более чем обоснованы. Смерть короля до сих пор одна из загадок истории. Версия о его самоубийстве на берегу озера вызывает сомнения и по сей день. Рыбаки, бывшие в тот роковой день на озере, сообщали, что слышали выстрелы. Уже тогда распространялись версии, что король пал жертвой заговора своего бывшего друга, уличенного в финансовых махинациях.  Доктор короля Людвига II, сопровождавший его в тот день на прогулке к озеру, был убит вместе с ним как нежелательный свидетель. Следствие было поверхностным. Вскрытия не производили, а часть улик с места  трагедии бесследно пропала, в том числе и пальто короля, на котором жандарм видел две дыры от пуль. Его сожгли в сторожке на берегу озера. Ныне здравствующие потомки рода Виттельсбахов ворошить эту давнюю историю не склонны и продолжают поддерживать версию о самоубийстве их предка. Согласия на осмотр останков Людвига, похороненного в склепе церкви Св. Михаила в Мюнхене, они также не дают.

Херренкимзее является не только последним и самым большим, но и самым дорогостоящим из королевских дворцовых проектов. Остается только гадать, что же было на самом деле задумано. Во всем дворце нет ни одного портрета самого Людвига, зато можно видеть копии находящихся в Версале портретов Людовика XIV.

!>